Структура налогообложения
Под налогообложением понимается система, ориентированная на изъятие денежных средств органами власти у объектов, находящихся в их подчинении. В основе современного налогообложения находится добровольно-принудительный принцип, однако в истории общества случались моменты, когда налогообложение носило остро принудительный характер.
Структура налогообложения включает в себя различные виды налогов, классифицируемые по определенным основаниям.
Так, например, в зависимости от способа изъятия налоги делятся на два вида:
- косвенные налоги, реализуемые в форме надбавки к цене товаров и перекладываемые тем самым на конечного потребителя. Примерами такого вида налогов являются налог на добавленную стоимость, акцизы и прочие;
- прямые налоги, взимаемые с объекта налогообложения. Примерами таких налогов являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и прочие.
В зависимости от воздействия выделяют следующие виды налогов:
- налоги пропорциональные, ставки по которым установлены в виде фиксированной величины процента к величине дохода или стоимости облагаемых объектов имущества;
- налоги прогрессивные, ставки по которым демонстрируют рост в соответствии с ростом объекта налогообложения;
- налоги регрессивные (дегрессивные), ставки по которым демонстрируют снижение по мере роста величины объекта налогообложения.
В зависимости от налогоплательщика, то есть субъекта налогообложения, налоги делятся на следующие виды:
- налоги, уплачиваемые исключительно физическими лицами;
- налоги, уплачиваемые исключительно юридическими лицами;
- налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
В зависимости от объекта налогообложения различают следующие виды налогов:
- налоги, взимаемые с имущества;
- налоги, взимаемые с ресурсов;
- налоги, уплачиваемые от дохода или выручки;
- налоги, взимаемые с потребления.
Принципы налогообложения
Возникновение налогов относится к периоду становления государства как общественного института. В связи с этим работа по определению принципов налогообложения и его оптимизации ведется уже несколько столетий. В 1776 году Адамом Смитом были предложены четыре основных принципа налогообложения, которые включают:
- принцип справедливости, суть которого сводится к тому, что каждый гражданин обязан принимать участие в покрытии государственных расходов, однако это участие должно быть соразмерным его доходу. реализация данного принципа обеспечивает равенство налогообложения;
- принцип удобства, суть которого сводится к тому, что взимание налога должно осуществляться тогда и тем способом, которые максимально удобны налогоплательщику;
- принцип определенности, суть которого сводится к тому, что налог, обязательный к уплате, должен быть четко определен, условия его исчисления и уплаты должны быть понятны налогоплательщику;
- принцип экономичности, суть которого сводится к тому, что сбор налога дожжен обеспечивать максимальную эффективность при минимальных расходах на него.
Предложенные Адамом Смитом принципы налогообложения фактически являются классикой, которые с течением времени просто приобретают более пространное содержание.
В настоящее время принципы налогообложения можно представить таким образом:
- во-первых, максимальный учет возможностей и интересов налогоплательщика. Порядок исчисления и уплаты налогов должен быть устроен таким образом, чтобы обеспечивать максимальную ясность и понятность для налогоплательщика. Результатом реализации такого принципа является сокращение издержек на администрирование налогообложения, поскольку отсутствие проблем с исчислением налогов сокращает количество налоговых проверок, штат контролирующих органов и так далее. При этом государственные власти большинства стран не поддерживают идею сокращения количества налогов, предпочитая предлагать налогоплательщикам достаточно разнообразную систему налогообложения, включая в нее различные необременительные налоги. Также содержание данного принципа налогообложения подразумевает высокую информированность общества о назначении исчисляемых налогов. При этом учет возможностей и интересов налогоплательщиков не предусматривают предоставления им со стороны государства права платить или не платить налог;
- во-вторых, единство, гибкость и стабильность. Построение системы налогообложения должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивать автоматическую реакцию на изменение экономической ситуации, динамику уровня доходов, имущественного положения, потребления и сбережения, цен и прочего. Обеспечение стабильности налоговой системы не является приоритетной целью, хотя и желательна (только в условиях стабильного экономического развития). В остальных случаях система должна реагировать на динамику рынка, с тем, чтобы обеспечить сохранение легальности бизнеса и предотвратить его переход в теневой сектор;
- в-третьих, равенство (справедливость). Суть данного принципа заключается в том, что принудительно взимаемые налоги должны в равной степени применяться ко всем гражданам. Принцип реализуется в двух аспектах: вертикальном, выражающемся в больших налоговых платежах для тех, кто получает от государства больше благ; горизонтальном, выражающемся в равных налогах при равном доходе.
- в-четвертых, эффективность (экономичность). Суть данного принципа сводится к тому, что величина налоговых поступлений в государственный бюджет должна многократно превышать государственные расходы на взимание налогов, иначе введение таких налогов нерационально;
- в-пятых, соразмерность. Суть данного принципа выражается в том, что построение налоговой системы должно обеспечивать на данном конкретном этапе экономического развития государства оптимальное сочетание интересов налогоплательщиков и самого государства.