Понятие блага
Благо – это все то, что обладает способностью удовлетворять определенные потребности людей, приносить им пользу.
Благо приносит пользу, может доставить удовольствие, повысить комфорт. Его способность удовлетворять интересы человека называется полезностью. Полезность – это свойство, которым обладает предмет труда, способный закрыть потребность человека. Она может быть объективной и субъективной. Сложность в оценке этого параметра заключается в том, что каждый человек имеет свою шкалу ценностей, а значит, свой уровень пользы. В самом общем виде полезность предмета тем выше, чем большее число потребителей им пользуется.
Классификация благ может осуществляться:
- по степени доступности,
- по назначению,
- по конкурентоспособности,
- по исключаемости,
- по степени однородности,
- по времени получения,
- по сочетаемости,
- по доступности информации о них и т. д.
По степени доступности блага могут быть редкими и даровыми. Редкие обычно ограничены, поэтому вызывают конкурентную борьбу за обладание ними. В зависимости от назначения выделяют блага, которые могут удовлетворять потребности конечного покупателя, либо использоваться производителями. Некоторые блага являются комплиментарными, другие могут быть заменены или дополнены дополнительными благами. Обслуживание благ осуществляется с помощью информации о них. В этом случае их классификация базируется на доступности данных до покупки, в период потребления, либо в полном отсутствии информации. Дезинформация ведет к асимметрии на рынке, что оказывает влияние на экономических агентов и их поведение.
Особенности контингентных благ
Благо задействовано в процессе обмена и производства. Чтобы достичь экономического равновесия, необходимо рассмотреть простую модель экономического обмена. Здесь стоит уточнить понятие товара. При любом состоянии окружающей среды благо тоже будет иметь определенное состояние. Поэтому в модель исследования включается параметр состояния среды S, в этом случае каждая единица товара будет выражать S контингентных благ.
Тогда контингентным благом будет называться единица товара, которая может быть получены при текущем состоянии. То есть, право потребителя на получение определенного набора товаров будет выражаться зависимостью от разных состояний среды. То же касается и первоначальных запасов. Они являются контингентным товаром в том числе.
Потребительские предпочтения так же могут зависеть от состояния окружающей среды на текущий момент. Покупатель руководствуется только текущими предпочтениями и полезностью. При этом вероятность каждого состояния является субъективное, поэтому состояния будут разными для каждого отдельного потребителя.
Равновесная модель и распределение контингентных благ в ней предполагает, что в национальном хозяйстве есть рынок для любого блага. Они открываются до начала момента разрешения неопределенности. Тогда цена блага будет выражаться через зависимость от состояния среды. Получается, что на любом рынке в нулевой момент времени субъекты могут поставить или реализовать благо при заданных условиях среды.
Важно, что процесс обмена зависит от среды, а вот финансовые расчеты уже нет. То есть они обязательно проводятся вне зависимости от условий внешнего воздействия.
Чаще всего, такие сделки происходят на страховом рынке. Его особенность заключается в том, что плата за страховку происходит до того, как наступит момент страхового случая или не наступит. То есть, все агенты соглашаются с этими условиями, внося оплату с расчетом на вероятность возникновения определенного состояния среды S.
Методы распределения и увеличения контингентных благ
Распределение контингентных благ осуществляется с помощью модели равновесия Эрроу-Дубре. Она используется тогда, когда для любого потребителя набор благ является оптимальным в существующих условиях. При этом рынок для каждого блага является равновесным. Описанное состояние экономики полностью совпадает с состоянием, когда все параметры определены.
Эта модель показывает, что есть срочные рынки. Здесь все решения принимаются в текущем периоде, поэтому становятся контрактами. Эти контракты реализуются в будущем времени. Можно сказать, что субъекты сделок совершают куплю-продажу в условиях реализации определенного состояния. При этом каждая сторона реализует ожидания относительно будущих событий. Ожидания потребителей не учитываются в модели.
Такой вид сделок очень похож на торговлю опционами. То есть, агент получает возможность защититься от риска и воспользоваться благоприятной возможностью, не осуществляя сделки по опицону. Модель Эрроу описывает идеальную систему, в которой учитываются:
- Потребительская ценность.
- Место поставки.
- Время поставки.
- Состояние мира.
Но эта модель имеет ряд ограничений, среди которых неопределенность и несовершенство рынка. Ограниченность рынка влияет на доступность информации. Единственным сигналом изменений на рынке для всех участников является цена. Еще одним недостатком модели является множественность равновесия. Если для каждой сделки есть свое состояние, то и для предложения и спроса в каждый момент времени есть свои состояния. Предполагается, что ожидания субъектов рациональны, что совпадает с распределением объективной вероятности.
В этом случае необходимо рассмотреть состояния, при которых информация доступна, и информация искажена. Тогда станет понятно, какое из текущий состояний было реализовано. Однако предполагается, что потребители тем или иным способом осведомлены о будущем положении рынка и их ожидания вполне рациональны. То есть, они знают, что в определенный момент времени рынок будет уравновешен.