Экономическая дисциплина
Экономика – это общественное научное знание, исследующее процесс общественного воспроизводства.
Предметом изучения экономической науки является хозяйственная действительность. Вся экономическая мысль делится на два направления:
- Фундаментальная теоретическая наука – экономическая теория.
- Комплекс прикладных научных дисциплин.
Экономическая теория сформировалась тогда, когда различные экономические школы, ранее представлявшие интересы господствующего класса, смогли накопить некоторый объем теоретических независимых знаний. Эта наука является фундаментальной, давшей основу прикладным дисциплинам. Основная цель экономической теории – поиск путей удовлетворения потребностей общества в благах в условиях ограниченности ресурсов. Развитие экономической мысли привело к ее пересечению с другими общественными науками. Возникли прикладные дисциплины, изучающие более узкие области знания. В их сферу интересов входит практическое приложение фундаментальных знаний.
Объектами экономической теории выступают хозяйственные системы различного уровня организации. На микроэкономическом уровне рассматриваются структуры, образованные отдельными субъектами хозяйствования. Макроэкономический уровень изучает более сложные системы, состоящие из большого числа подсистем. Макроэкономика использует совокупные или агрегированные показатели для решения возникающих проблем. Существует так же международный и мировой экономический уровни, где происходит столкновение крупных макроэкономических систем, создаются свои закономерности и принципы функционирования глобальных хозяйств.
Помимо основной задачи поиска методов удовлетворение возрастающих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов, перед экономической наукой стоит ряд важных задач. Прежде всего, она решает вопрос о том, какой продукт необходимо производить. С ее помощью выбираются оптимальные методы и этапы производства. Экономика рационализирует международное разделение труда, формирует представление об индивидуальном или совокупном покупателе.
Методика преподавания экономических дисциплин
Экономическая наука является неотъемлемой частью жизни общества. Она проникает во все сферы производственной деятельности, а значит, требует подготовки специалистов, способных обеспечить эффективную хозяйственную деятельность на микро- и макроуровнях. Эффективность образовательного процесса в высших учебных заведениях определяется выбранной методикой преподавания. По сути, это способ обучения студентов. Сложность преподавания экономики заключается в том, что, в отличие от естественных наук, общественные науки подвержены постоянным изменениям. Поэтому преподаватель должен постоянно обновлять свои знания, обучаться и внедрять новшества в образовательный процесс.
Методика преподавания обычно включает в себя следующие направления:
- Лекции.
- Самостоятельные занятия.
- Проведение семинаров и консультаций.
- Срез знаний – зачеты, экзамены.
Каждая форма обучения находится во взаимосвязи с другими формами, они дополняют, но не исключают друг друга. Основой методики является лекция, дающая целостное и логичное представление об основных положениях учебной дисциплины. Она позволяет освоить методологию науки, получить актуальные знания, подготовить учащихся к самостоятельной работе. Однако, лекции могут носить субъективный характер. Количество учащихся на лекции так же влияет на качество усвоения информации.
Практические занятия позволяют отработать полученные лекционные знания. Они помогают изучить отдельные вопросы более глубоко. Успешность проводимого практического занятия, как правило, зависит от активности самих учащихся. Самостоятельная работа направлена на практическое применение усвоенных данных, формирование собственного представления о предмете изучения. Экзамены и зачеты являются срезом знаний, помогающим усвоить основной материал экономической дисциплины.
Методика интегрированного обучения экономическим дисциплинам
Интегрированное обучение является относительно новой методикой преподавания. Оно направлено на формирование у учащихся навыков к познанию, практической самостоятельной работе, а также эффективному взаимодействию с другими учащимися. Интегрированное занятие дает более глубокое представление об изучаемой теме. Отличительной особенностью является целостный подход, формирующий общее представление не только об изучаемой теме, но и о сути предмета в целом.
В рамках преподавания интеграция управляется лектором для того, чтобы учащиеся смогли применить полученные в других дисциплинах знания. Управление интеграцией помогает установить межпредметные связи. Проведение интегрированных уроков предполагает постоянную смену видов деятельности учащихся, а также применение технических средств обучения. Для активного применения знаний и навыков в межпредметной сфере учащимся оказывается поддержка со стороны преподавателей и учебного материала.
Интегрированное преподавание предполагает предельную четкость и компактность учебного материала. Все умозаключения являются логическими и взаимообусловленными. Отличительной особенностью является информативная емкость. При планировании интегрированного учебного процесса необходимо правильно установить его цель. Такой урок позволит снять напряжение в учебной группе, сделать обучение более интересным и продуктивным. Со стороны преподавателей необходима координация действий, для ликвидации возможной путаницы.
Современная методика преподавания в большинстве своем опирается на классическую систему, где большая часть времени отводится лекциям, и лишь небольшое количество часов предназначено для практических занятий и семинаров. Внедрение интегрированного подхода в обучение позволит развить необходимые для будущих специалистов навыки взаимодействия с различными сферами деятельности. Это положительным образом скажется на продуктивности и эффективности труда.