Малое предприятие – это коммерческая организация, численность персонала которой не превышает нормы, установленной специальным законом.
Малый бизнес – это форма предпринимательства, которая опирается на деятельность небольших компаний, формально не участвующих в разного рода объединениях.
Роль малого предпринимательства в экономике
Сегодня малое предпринимательство является самостоятельной отраслью рынка и экономики в целом. Его немаловажная социально-экономическая роль связана с поддержанием как социальной, так и политической устойчивости, формированием рациональной структуры экономики, оперативной реакции рынка на общественные потребности.
Общемировая тенденция такова, что государства активно создают специализированные структуры, ведающие делами малых предприятий, а также реализуют государственные программы для содействия малому бизнесу в плане финансов, технологии, инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности и кадрового обеспечения.
В то же время меры государственной поддержки не могут сдерживать естественные изменения рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу, они не способны защитить неконкурентные малые предприятия. Цель подобных программ – создание на государственном уровне благоприятной среды для развития малого бизнеса.
Так, малый бизнес США ежегодно производит до 45% валового внутреннего продукта, обеспечивая занятость половины трудоспособной части населения и внедряя в разы больше инноваций, чем крупнейшие корпорации. В развитых странах малые формы бизнеса генерируют инновационные процессы в сфере промышленности, динамично реагируют на изменение потребительского поведения. Благодаря малым фирмам может даже происходит структурная перестройка целых отраслей, преодолевается экономический монополизм и меняются ценовые параметры рынка потребления. Аналогичную картину можно наблюдать в Канаде, Германии, Великобритании, где на долю малого бизнеса в сфере производства приходится около 60%.
Специфика деятельности малых предприятий
В целом, малые предприятия разных стран мира сталкиваются практически с одними и теми же трудностями, среди которых:
- давление большой налоговой нагрузки в условиях неоднократных изменений налогового законодательства;
- изменчивость и непрозрачность законодательства, регламентирующего деятельность малых предприятий различных сфер;
- слабые места в законодательной базе: неполноценно обеспечивается равноправие разных форм собственности, а также защита частной собственности;
- малые предприятия сталкиваются с частыми проверками со стороны контролирующих организаций;
- низкий уровень покупательского спроса.
Малое предпринимательства может играть разную роль в национальной экономике в зависимости от численности малых предприятий в общем количестве рыночных субъектов. Это определяет тот вклад, который вносят малые предприятия в валовой внутренний продукт, в федеральный и региональный бюджеты. Так, рост численности трудоспособного населения, занятого в сфере малого предпринимательства, может внести существенный вклад в снижение уровня безработицы. Насыщая рынок различными потребительскими товарами или услугами, малые предприятия обеспечивают качество удовлетворения потребностей общества.
Влияние малого предпринимательства на развитие общества
Чем выше рост объема выпускаемой продукции и оказываемых услуг, тем выше значимость малого бизнеса в экономике страны. Как правило, степень успешности деятельности малых предприятий считается прирост среднесписочной численности работников. Подобная ситуация свидетельствует о его эффективности в экономической деятельности. Чем значимее роль малого предпринимательства в национальной экономике, тем выше инвестиционная активность компаний, а значит, тем больше инвестиций поступает в основные фонды малых предприятий.
Малые формы предпринимательства стремятся к рациональному применению находящихся в их распоряжении факторов производства: основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии и рабочей силы.
Развитие малых предприятий способствует успешному решению следующих вопросов:
- формирование конкурентных условий для обеспечения оптимальной цены на товары, работы и услуги;
- обеспечение лучшего удовлетворения потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- увеличение ассортимента и повышение качества реализуемой на рынке продукции.
Каждый конкретный регион должен формировать индивидуальный подход для создания среды малого предпринимательства, поскольку использование стандартизированных общих принципов может привести к снижению эффективности его функционирования, что недопустимо в кризисных экономических условиях, требующих максимальной продуманности и точности всех решений.
Федеральные органы власти и органы муниципальной власти должны непрерывно взаимодействовать для создания комплекса мероприятий по поддержке малого бизнеса, обеспечивая его развитие, совершенствование, а также расширение.
В условиях современного мирового рынка малые предприятия имеют наибольшую эффективность и встречаются чаще, чем другие формы предпринимательской активности. Несмотря на то, что «лицом» любой развитой страны принято считать крупнейшие корпорации, которые благодаря своей мощной экономической силе - крупному капиталу - определяют во многом научно-технический и производственный потенциал государства в целом, подлинная основа жизни рыночной экономики связана с деятельностью малых предприятий с их наиболее массовой, динамичной и гибкой формой хозяйствования.