Утечка капитала за рубеж – это процесс вывода денежных средств и иных имущественных ценностей из страны их формирования за границу в целях уклонения от налогообложения или легализации незаконно полученного дохода.
Общее представление об утечке капитала за рубеж
Одной из важнейших экономических проблем России до сих пор остается утечка капитала за рубеж. Это стало особенно актуальным (не только для России, но и для других стран мира) в последние десятилетия ХХ века, когда была провозглашена либерализация трансграничного движения капитала и ослабление контроля за ним со стороны государства.
В этой связи требуется четко разделять, с одной стороны, экономически оправданный экспорт каптала из России, который связан с расширением сферы влияния отечественных предприятий в мировой экономике, а с другой стороны, собственно утечку капитала за рубеж. Капитал вывозят из России, как правило, для того, чтобы:
- Защитить его от потенциального воздействия национальных рисков;
- Стабилизировать условия рефинансирования;
- Вывести капитал из оборота контролируемого предприятия в личное владение, избежать излишнего налогообложения;
- Легализовать доходы, полученные преступным путем и др.
Утечка капитала за рубеж, как правило, свидетельствует о том, что в национальной экономике уровень проблем достиг критической отметки, из-за чего внутреннее инвестирование является низкоэффективным. А это, в свою очередь, приводит к ухудшению перспектив экономического развития страны.
Утечка капитала может по-разному выражать степень нарушения закона. Это во многом связано с источником происхождения вывозимых средств. В частности, отдельно стоит рассматривать законный вывод средств, которые были получены незаконным путем (например, через продажу наркотиков), и вывод законно заработанных средств незаконным путем (например, в наличной форме, минуя таможенные посты).
Таким образом, утечка капитала за рубеж, нанося ущерб развитию национальной экономики, приобрела множество форм. Это обуславливает необходимость постоянного совершенствования деятельности по профилактике и предотвращению вывоза средств за границу, по оперативному установлению виновных и по наложению на них соответствующего наказания.
Меры по преодолению утечки капитала за рубеж
Мировая практика и накопленный опыт по преодолению утечки капитала за рубеж показывает, что борьба в основном сводится к тому, чтобы предпринимать антикризисные меры и меры по защите национальной валюты. В основном они выражаются через осуществление контроля по движению средств по капитальным статьям.
Эффективная государственная политика по предотвращению вывоза капитала за границу должна заключаться в установлении таких ограничений, которые бы охватывали широкий круг экономических операций. Обязательным считается жесткое контролирование ввода подобных операций. Кроме того, государству нельзя останавливаться на вводе точечных ограничений: требуется проведение комплексных реформ и изменение государственной экономической политики.
Ограничительные меры решают последствия, о не причины проблемы. Причинами обхода законодательства, которые в данном случае принимают форму стимулов, являются привлекательный уровень доходности на оффшорном рынке (по сравнению с национальным), а также наличие у субъектов рынка устойчивого ожидания девальвации валютного курса.
Следовательно, государственным органам помимо непосредственно правоохранительной деятельности нужно заниматься структурными преобразованиями национальной экономики. Речь идет как про создание благоприятных условий для развития рыночных отношений, так и про активное проведение информационно-разъяснительной работы с участниками рынка.
Обобщая данные по опыту разных стран мира в сфере предотвращения оттока капитала за рубеж, можно утверждать о необходимости реализации в национальной экономике следующих мер:
- Разработка альтернативных стратегий социально-экономического развития страны;
- Утверждение большого числа разнонаправленных программ поддержки внутреннего рынка (например, в сфере развития инфраструктуры);
- Создание надежного механизма кредитования Центральным банком субъектов национальной экономики как последней инстанции;
- Создание клиринго-расчетного центра Центрального банка с соответствующими региональными центрами, который позволит установить и реализовать глобальные цепочки взаимозачетов с использованием строго контролируемой подкачки денежной массы;
- Повышение уровня экономического обоснования размера денежной массы и объема государственных облигаций (т.е. установление контроля за эмиссией денежных и производных средств);
- Усиление мер по борьбе с коррупционными правонарушениями, в которых вовлекаются сотрудники государственных органов, уполномоченных на преодоление утечки капитала за рубеж;
- Развитие отношений на международном и межгосударственном уровне в сфере взаимного предоставления нормативно-правовой и иной помощи;
- Модернизация механизмов конфискации и прочих форм изъятия доходов, которые были приобретены преступным путем.
Одним из способов вернуть капитал, который ранее был вывезен за границу, является объявление государством амнистии капитала. Однако реализация данной меры наталкивается на ряд проблем. Во-первых, как фиксируется факт возврата. Во-вторых, как определить виды и масштабы преступлений, по которым планируется объявить амнистию. В-третьих, как добиться доверия со стороны амнистируемых (если через их анонимность, то как это обеспечить).
Таким образом, преодоление утечки капитала за рубеж является одной из главных задач, которые стоят перед государством в современном мире в эпоху глобализации экономики.