Понятие медиасистемы
Медиасистема – это совокупность медиаканалов и медианосителей, в которой происходит генерация, агрегация и дистрибуция медиапродуктов.
Медиасистема использует потенциал, который возникает в ходе ее взаимодействия с другими структурами, объектами и субъектами. Она состоит из подсистем, каждая из которых является элементом общего рынка СМИ:
- Информационная подсистема накапливает, обрабатывает и создает контент о существующем знании.
- Подсистема редакционного характера объединяет наемных сотрудников, занятых в сфере духовного производства. Сюда так же относят кадры, осуществляющие техническую и технологическую поддержку, экономическое развитие, управление и другие функции.
- Организационная подсистема занимается вопросами менеджмента, построением информационной и экономической политики сферы медиа, выстраиванием правового регулирования СМИ.
- Аудиторная подсистема ориентирована на работу с различными социальными группами, формирование имиджа публичного медиапространства, создание информационного потенциала и эффективного функционирования общественном разделении труда.
Помимо вышеперечисленных подсистем медиасистема включает в себя экономические ресурсы, техническое и технологическое оснащение, средства, предоставляемые всемирной паутиной. Огромное влияние на взаимодействие медиаструктуры с внешним миром стали оказывать социальные сети, интернет-порталы, мобильные средства связи. Они влияют на изменения, способствующие адаптации медиасистем под изменяющиеся запросы общества.
Средства массовой информации являются инструментом формирования определенной идеологии в сознании населения. На медиасистемы оказывают влияние политические и экономические события в жизни общества, духовное производство, методы получения коммерческого дохода от деятельности в сфере СМИ. При этом система должна эффективно взаимодействовать не только с владельцами факторов производства, но и с различными общественными и социальными группами и объединениями.
Факторы, влияющие на развитие медиасистемы
При рассмотрении функционирования медиасистемы как экономической величины анализируются факторы внешней и внутренней среды. Они оказывают воздействие на макро-, мезо- и микроуровне. Часть из них сложно нивелировать, но необходимо учитывать при планировании, прогнозировании развития медиасистемы. Часть факторов является управляемой, например, элементы функционирования предприятий медиасферы.
На макроуровне специалисты исследуют влияние глобализации на национальные и международные медиаструктуры. Если рассматривать медиаструктуру в пределах одного государства, то на нее воздействуют исторические, политические, социальные, культурные, этнические и другие особенности рассматриваемого населения. Большинство специалистов выделяют следующие факторы, определяющие структуру медиасистем:
- Географическое положение страны.
- Природно-климатические условия.
- Принципы административно-территориального устройства.
- Многонациональность.
- Уровень толерантности и политкорректности.
- Различия в культуре, языке, религии.
- Особенности действующего политического режима.
Крупные медиасистемы рассматриваются в качестве совокупности подсистем. Сами они возникают в ходе отношений, складывающихся между субъектами социально-экономической сферы взаимодействия. Эти субъекты создают информацию, распространяют ее, формируя картину мира, влияющую на сознание широких масс населения. Важно, чтобы медиасистема сохраняла свою целостность. В этом случае она будет накапливать и реализовывать потенциал, способствуя процессам общественного познания. Она обеспечивает доступ к информации, общение между различными социальными группами населения.
Целостность медиасистемы позволяет ей реализовывать свои функции. Прежде всего, она накапливает, анализирует информацию, затем обрабатывает ее в приемлемую и востребованную потребителем форму. Еще одной важной функцией является обеспечение связи между специалистами творческого и интеллектуального труда. В этой среде развивается реклама, маркетинговые коммуникации, обеспечивается работа в направлении связей с общественностью.
Характеристики структуры медиасистем
Структура медиасистемы служит выполнению ее функций. Она реализует основу медиапространства, то есть сама медиасистема, ее элементы и устанавливающиеся между ними связи образуют единый организм, функционирующий согласно предъявляемым к нему со стороны общества требованиям.
Самой крупной медиасистемой считается медиапространство. Оно создает условия для актуализации отдельных компонентов и подсистем. Реализация этой задачи происходит только в случае выстраивания эффективных отношений между различными социальными группами в обществе. Помимо элементов медиасистем в единое медиапространство входят и методы их взаимодействия друг с другом. То есть, помимо крупных структурных образований медиапространство наполняют отдельные субъекты, объекты, создающие и реализующие продукты СМИ. Кроме того, пространство средств массовой информации объединяет такие принципы взаимодействия как экономические, правовые, организационные, производственные, влияющие на процесс создания и распространения информационного контента.
Целостность медиасистемы складывается благодаря функциональному познанию мира, основанному на духовно-практическом изучении процессов и явлений в обществе. Познание видоизменяет структуру медиасистемы, формируя специфические направления в СМИ. Например, научно-популярные и образовательные СМИ, корпоративные, деловые рекламные средства коммуникации, общественно-политические, агитационно-пропагандистские и другие направления.
Таким образом, медиасистемы реализуют свой потенциал через установление целостности. Благодаря ей структуры СМИ могут выполнять свои функции, осуществляя производство информационного продукта и предоставляя свои услуги для рекламодателей.