Медиаэкономика – это отрасль экономики, которая включает предприятия, производящие специфический товар – рекламу, информацию и др.
Понятие медиаэкономики и ее особенности
В медиаэкономике рассматривается микроэкономическая составляющая, т.е. конкретные медиаиндустрии и рынки потребления СМИ, а также поведенческие особенности рыночных субъектов – производителя и потребителя медиапродуктов. Из-за интегрированности системы СМИ в политические процессы общества макроэкономические факторы оказывают существенное воздействие на микроэкономические параметры.
В микроэкономике встречается термин медиаэкономикс, который означает дисциплину, изучающую проблемы экономики, т.е. вопросы максимально полезного использования имеющихся ресурсов у медиапредприятий. Под медиаэкономиксом понимается анализ практического использования материальных и нематериальных ресурсов, который позволяет повысить эффективность отдельно взятого СМИ и всей медиаиндустрии в целом.
Индустрия СМИ с экономической точки зрения отличается от традиционных индустрий, поскольку СМИ – это «сдвоенный рынок» товаров и услуг, т.е. массмедиа создают контент для определенной аудитории, и в то же время оказывают услуги рекламодателям посредством предоставления им доступа к аудитории.
Главными отличиями медиаэкономики от других отраслей являются:
- Тип рынков, в которых конкурируют СМИ;
- Характер конкуренции на данных рынках;
- Плотность вовлеченности конкретных СМИ в отрасли;
- Монопольные характеристики.
Анализируя эффективность СМИ по экономическим показателям, выделяются следующие характеристики:
- Взаимоотношение качества и количества рекламы и информационного контента;
- Соотношение условий монополии и конкуренции;
- Соотношение спроса и предложения.
Спрос и предложение в медиаэкономике
Спрос и предложение – это ключевые рыночные механизмы, взаимодействие которых определяет положение дел. При этом спрос и предложение существенно влияют друг на друга.
Спрос в экономике – это объем товаров и услуг, который готовы купить покупатели в данный момент времени при данной цене. Основу спроса составляет не простая потребность, а платежеспособная. Поэтому на спрос влияют как предпочтения, вкусы, желания покупателей, так и размеры их доходов и сбережений, цены на предлагаемые товары.
Спрос в медиаэкономике – это совокупная общественная потребность в различных медиатоварах и готовность данные медиатовары приобрести. Между тем совокупный спрос складывается из индивидуальных спросов, которые отражают разнообразные индивидуальные требования и финансовые возможности рекламодателей и аудитории. Запросы аудитории касательно содержания СМИ могут сильно отличаться. Также могут быть различными потребности рекламодателей в доступе к конкретной аудитории.
Различаются совокупный спрос на медиатовары и спрос на конкретные СМИ, спрос на медиапродукцию со стороны аудитории и спрос рекламодателей.
Объем спроса на какую-либо продукцию – это количество данной продукции, которое готово приобрести отдельное лицо, группа лиц в данное время при данных условиях. Условиями являются вкусы и предпочтения, цена товара, величина доходов, накоплений и т.д. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за конкретное количество товара. Объемом спроса в медиаиндустрии может быть объем эфирного времени, который согласны приобрести рекламодатели в данном месяце. Соответственно, цена спроса – максимальная цена, которую готовы уплатить рекламодатели за эфирное время.
Согласно закону спроса, чем выше цена, тем меньше объем спроса. Основываясь на законе спроса можно определить изменение объема реализуемого тиража конкретного издания при понижении или повышении цены номера.
На спрос оказывают влияние не только ценовые факторы, но и многие неценовые детерминанты, что особенно характерно для рынка СМИ.
Неценовыми факторами являются:
- Предпочтения аудитории, т.е. ее потребность в содержании СМИ, а также потребности рекламодателей в доступе к аудиториям;
- Доходы покупателей СМИ, платежеспособность рекламодателей. К примеру, в условиях падения доходов людей спрос на медиапродукцию также может упасть даже если сохранится прежняя цена.
- Содержание и качество предоставляемого товара. В медиаэкономике встречается множество газет, не пользующихся популярностью даже при бесплатном распространении;
- Вид товара. К примеру, деловые издания могут заменяться с позиции рекламодателя;
- Число СМИ, которые доступны для потребителя.
Медиаэкономика в современном мире
Современный мир невозможно представить без средств массовой информации.
Индустрия СМИ и телекоммуникаций – это неотъемлемая и значительная часть индустрии сервиса, в последние десятилетия ставшая важной составляющей национальной экономики развитых стран мира.
Доля медиаиндустрии в ВВП развитых стран достигает 3%, причем медиасектор в конце 20-го века существенно опережал по своему росту рост экономики в целом. Например, в США ежегодный рост экономики с 1980 по 1990 годы составлял 7,5%, а в медиаиндустрии он достигал 11,2%. Это объясняется общим экономическим положением в то время, демографическими изменениями, увеличением свободного времени у населения.
Медиасистемы являются важным сектором постиндустриальной экономики. Все СМИ имеют специальную инфраструктуру, которая обеспечивает постоянную доставку информации.
На территории России медиаэкономика только начинает развиваться, данная дисциплина редко применяется для анализа изменений на рынке СМИ. При этом исследователи отмечают следующую особенность медиарынка России: сильная зависимость национальной экономики от макроэкономических показателей. При учете данной взаимосвязи можно прогнозировать развитие отдельных секторов и индустрии СМИ в целом.