СМИ - это совокупность органов публичного распространения информации.
Определение медиаэкономики
Медиаэкономика – это направление прикладного научного знания, занимающееся изучением функционирования СМИ как отрасли народного хозяйства.
Экономический интерес к исследованию рынка СМИ неуклонно растет. Этот рынок является одним из самых прибыльных и быстроразвивающихся. Особенность СМИ заключается в том, что они могут оказывать сильное воздействие на общественное мнение, доводя до широких масс новые идеи, ценности и принципы.
Медиаэкономика является достаточно молодым научным направлением. Лишь в середине пятидесятых ученые предложили создать прикладную дисциплину, изучающую закономерности развития рынка СМИ. Исследование хозяйственных структур медиасферы осуществляется с двух сторон:
- Микроэкономический подход сосредоточен на отслеживании этапов производства в индустрии СМИ.
- Макроэкономический подход исследует влияние СМИ на политическую, социальную и экономическую жизнь общества.
Особое внимание в медиаэкономике отводится оптимальному использованию ресурсов, имеющихся у предприятий. Сюда относят капитал, имущество и ресурсы, а также творческий и интеллектуальный труд. Медиаэкономика обеспечивает эффективное применение факторов производства для получения максимального экономического результата. Умение выстраивать грамотную экономическую политику медиапредприятий положительным образом сказывается не только на их функционировании, но и на развитии отрасли в целом.
Работа медиасистем осуществляется в условиях рыночных отношений, где предприятия вступают в конкурентную борьбу за спрос. Под спросом в медиаэкономике понимается общественная потребность в товарах и услугах, создаваемых СМИ. Речь идет об информационном контенте и его содержании. Предложение создается медиапредприятиями, которые действуют сразу в двух направлениях, соединяя рынки товаров и услуг.
Особенности рынка СМИ
Индустрия средств массовой информации имеет свои особенности. Она не является традиционной, так как в индустрии СМИ осуществляется создание товара и услуг одновременно. Медиапредприятия действуют сразу на двух рынках:
- Рынок товара представляет собой взаимоотношения между продавцами и покупателями относительно информации, мнения, развлечения. Они упаковываются в наиболее удобную для потребителя форму, которая распространяется через телевизионные каналы, кабельные услуги, печатную продукцию и так далее. Можно сказать, что рынок медиатоваров – это рынок информационного содержания.
- Рынок услуг. Здесь осуществляется взаимодействие средств массовой информации и рекламодателей, экономики и рекламы. Медиапредприятия продают доступ к аудитории для производителей различных экономических благ. Некоторые ученые считают, что не эфирное время становится объектом сделки, а внимание и время потребителей. То есть, отношения производителей услуги и рекламодателей складываются относительно аудитории.
Существенное отличие рынка СМИ заключается в том, что один субъект хозяйствования действует сразу в двух направлениях, предоставляя услуги и продавая товар. Содержание информационного продукта условно приравнивается к товару. Оно может иметь различную форму и содержание в зависимости от аудитории, на которую рассчитано. Часть населения заинтересована в информационном контенте, другая - в развлечениях, третья - в освещении политической жизни общества и так далее. Разнообразие запросов аудитории позволяет медиапредприятиям выбирать направленность своей деятельности, создавая и распространяя именно тот контент, который является для них наиболее оптимальным.
Товар СМИ включает в себя не только информацию, но и мнение, новости, развлечения и знания. Это продукт включающий в себя различные элементы. Считается, что реклама является неотъемлемой частью информационного контента, часто относится к новостному блоку. Помимо этого, реклама выполняет свою основную функцию – информирование покупателя и стимулирование его к совершению покупки.
Специфика рекламы в СМИ
Медиапредприятия поставляют рекламодателям не место в своем контенте, а доступ к аудитории. На цену размещения рекламных сообщений влияют следующие параметры:
- Размер аудитории.
- Характеристики аудитории.
Предоставление доступа к потребителям услуг СМИ может осуществляться различными способами. Однако, не все медиапредприятия действуют сразу на двух рынках. Существенная их часть не присутствует на рекламном рынке. К этой группе относят книги, диски, видеокассеты, компьютерные игры. Их финансирование закладывается в реализацию. На сегодняшний день они так же активно используются рекламодателями, хотя доля рекламы на этих носителях остается несущественной. Существуют медиапредприятия, которые финансируются из государственного бюджета, либо осуществляет свою деятельность за счет спонсорской помощи или абонентской платы.
Долгое время общественные каналы не включали рекламу в эфирное время. На сегодняшний день большинство медиапредприятий теле- и радиовещания включают рекламные сообщения в свои эфиры. В любом случае медиапредприятия, не зависящие от рекламных доходов конкурируют с коммерческим представителями. Сложность заключается в том, что частные медиапредприятия могут терять часть доходов, который они обычно пускают на воспроизводственную деятельность. Коммерческие предприятия изыскивают пути отвлечения внимания аудитории от медиапредприятий общественного вещания. Для этого они могут привлекать спонсорскую помощь, получать государственные субсидии путем взаимодействия с представителями политической власти.
Таким образом, рынок рекламы и рынок производства СМИ тесно связаны друг с другом. Распространение рекламных сообщений невозможно без сегментирования, которое осуществляется силами медиапредприятий. Медиапространство лишь тридцать процентов своего производства отводит под создание информационного содержания, остальные мощности уходят на формирование привлекательных для рекламодателей условий.