Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Медиаэкономика в системе современных исследований СМИ

Понятие "медиаэкономика"

Определение 1

Медиаэкономика – это прикладное экономическое направление, исследующее средства массовой информации как источник получения прибыли.

Экономика строится на производственном процессе, в ходе которого осуществляются следующие этапы хозяйственной деятельности:

  1. Создание благ, востребованных обществом
  2. Распределение товаров и услуг с помощью государственного вмешательства или действия рыночного механизма.
  3. Доведение благ до покупателя через оптовую или розничную торговую сеть.
  4. Конечное потребление готовой продукции или услуг.

Медиа сфера является одной из высокотехнологичных и быстро развивающихся сфер жизни мирового сообщества. СМИ не только формируют уникальный продукт – информацию, но и выступают в качестве инструмента идеологической влияния на человека. Экономисты все больше внимания уделяют исследованию средств массовой информации в качестве активного участника хозяйственных отношений. Влияние на сознание населения, формирование определённого образа, воздействие на экономическую конъюнктуру исследуются макроэкономическим направлением медиаэкономики. Однако, основное внимание науки сосредоточено на изучении функционирования и принципов работы предприятий СМИ. Здесь исследуются принципы эффективного использования ресурсов, влияющие как на развитие одной отрасли СМИ, так и всего медиапространства.

Главной особенностью медиаэкономики является двоякость выпускаемой продукта. Основным источником дохода предприятий СМИ является информационный продукт, востребованный обществом. В зависимости от охвата аудитории медиапредприятия определяется уровень их привлекательности для рекламодателей. То есть, медиапредприятия являются востребованными площадками для размещения рекламных кампаний.

Особенности и проблемы современных СМИ

Исследование СМИ является одной из важнейших задач современных специалистов. Связано это с тем, что они выступают инструментом массового воздействия на население, а также источником распространения рекламной информации. Несмотря на технологическую оснащенность средств массовой информации в последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения потребительского интереса к производимому продукту. При этом медиапространство постоянно трансформируется, подстраиваясь по требования текущей ситуации на рынке.

Термин «новые медиа» появился в середине девяностых в США. Тогда в одном из штатов произошел террористический акт, о котором в режиме реального времени стали сообщать журналисты различных средств массовой информации. В конце девяностых при вынесении судебного решения по громкому делу судья заявил, что разместит его в Интернет. Еще одним феноменом «новых медиа» стало развитие социальных сетей. Они послужили источником распространения информационного продукта, создаваемого специалистами СМИ. На сегодняшний день в России около половины населения пользуется социальными сетями, причем интерес к различным площадкам периодически изменяется.

«Медиаэкономика в системе современных исследований СМИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данные статистики показывают, что изменилось отношение потребителей к продукту и объемы потребления. Так в России потребление продукта СМИ возросло на 8 процентов за счет более активного использования смартфонов. Большинство россиян основным источником медиа считают привычные теле-, радиоканалы. Они в свою очередь постепенно теряют интерес более молодой аудитории, так как проигрывают в оперативности получения информации.

Замечание 1

Стоит отметить неоднозначность отношения россиян к СМИ в интернете. Более половины граждан считают, что они предоставляют полезную и востребованную информацию, а так же помогают общению, создают развлекательную среду и досуг.

Медиаэкономика в системе современных исследований СМИ

Современные виртуальные версии средств массовой информации обладают следующими преимуществами:

  1. Мгновенное обновление новостей.
  2. Архивация информации, организация доступа к архивам.
  3. Расширенный поиск для широкой аудитории.
  4. Возможность создания личных площадок, блогов, сайтов и страничек.
  5. Проведение социологических опросов, голосований.
  6. Отслеживание реакции целевой аудитории в режиме реального времени.

Влияние новых СМИ привело к тому, что традиционные медиапредприятия стали стремительно изменять предлагаемый продукт, внедрять новые функции и принципы работы. Крупные каналы и печатные издания потеряли монопольную власть на информацию, теперь любое лицо может создать свой канал и формировать свой информационный продукт. Главная проблема современной медиаэкономики – это неподконтрольность большей части рынка СМИ, отсутствие правовой базы, а также достаточно низкий уровень или полное его отсутствие действующих гражданских журналистов.

Большинство опрошенных респондентов отмечают, что качество продукта медиапредприятий падает. К положительным эффектам они относят скорость распространения продукта и его персонализацию. Происходит разрушение устоявшихся бизнес-моделей, при этом предоставляется доступ к ним для широкой аудитории. Еще один плюс – это фокус внимания на развитии технологий распространения продукта СМИ.

Сейчас почти любой человек может воздействовать на представления людей о мире, распространяя информацию с помощью социальных сетей или иных средств интернета. Постепенно падает авторитет журналистской информации, то есть продукт как таковой перестает существовать, но формируется единое медиапространство. Очень часть формируемый на рынке продукт является недостоверным, что противоречит журналистской этике, вводит в заблуждение потребителей.

Вовлечение российских медиапредприятий в веб-процесс привело к ряду изменений как в экономической, так и в социальной сфере жизни общества. Сфера СМИ через влияние на сознание людей способна приносить большие доходы владельцам крупных предприятий. Однако, необходимо, чтобы производимый продукт сохранял свою достоверность и правдивость. В противном случае, это может привести к падению доверия к средствам массовой информации, а значит, повлияет на снижение общего интереса аудитории к производимому продукту.

Дата последнего обновления статьи: 27.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot