Конкуренция - это соперничество участников рыночной экономики за лучшие условия купли-продажи товаров.
Понятие медиаэкономики
Медиаэкономика – это прикладное направление в экономике, изучающее СМИ как отрасль народного хозяйства.
Экономисты большинства современных школ обратили внимание на развитие средств массовой информации еще в начале двадцатого века. Повышение общего уровня жизни населения в мире, появление свободного времени привели к тому, что у людей появилась потребность в организации досуга. На сегодняшний день отрасль СМИ является одной из наиболее доходных. Помимо большого финансового оборота сфера медиа привлекает интерес экономистов с точки зрения воздействия на общественное мнение. Предприятия СМИ часто выступают инструментом формирования новых идей и ценностей в мире.
Основное внимание медиаэкономики сосредоточено на организации работы медиапредприятий. Именно они осуществляют преобразование информации в доступный к потреблению продукт. Медиаэкономика занимается вопросами эффективного использования имеющихся у предприятий ресурсов и факторов производства для удовлетворения общественных потребностей. Здесь учитывается не только доступ к информации, но и финансы, имущество, качество рабочей силы. Макроэкономическое направление отслеживает влияние медиаэкономики на смежные области общественного знания, а также исследует применение ее инструментов для политических, социальных и производственных целей.
Отличительной особенностью рынка медиаэкономики является его двойственность:
- На рынке СМИ продается товар, ценность которого определяется его содержанием.
- На рынке СМИ оказывается услуга предоставления доступа рекламодателей к целевой аудитории.
Создавая общественно полезный продукт – информацию, развлечение, новые идеи, средства массовой информации привлекают определенную аудиторию. Формат продаваемого продукта зависит от специфики медиапредприятия. Устанавливая лояльные отношения с покупателем, субъект хозяйствования может продавать доступ к аудитории рекламодателям. Некоторые ученые считают, что основным товаром на рынке СМИ является не информация и доступ к аудитории, а сама аудитория.
Особенности конкуренции на рынке СМИ
Средства массовой информации создают свой специфический рынок, на котором действуют правила, характерные для любых рыночных отношений:
- Свобода функционирования экономических агентов.
- Разнообразие форм собственности.
- Ограниченное вмешательство государства в экономическую систему.
Отличительной особенностью рынка является конкуренция. Она представляет собой борьбу между субъектами хозяйствования за ограниченные ресурсы и рынки сбыта. Медиапредприятия в своей хозяйственной деятельности используют факторы производства и ресурсы. Кроме того, они реализуют создаваемый продукт аудитории, тем самым создавая услуги для рекламодателей. Таким образом, предприятия СМИ конкурируют за доступ к информации и ресурсам, аудиторию и рекламодателей.
Если в производственном секторе экономики главной задачей предприятия является реализация продукции или услуг, то на рынке СМИ субъекты борются за время и внимание аудитории. Время является одним из ценнейших ресурсов, в экономике приравниваемым к денежным доходам. На конкуренцию так же влияет способ потребления информационного продукта СМИ. Он может быть индивидуальным и коллективным. Часть медиапродуктов требует сосредоточенности при их использовании. Это относится к печатным изданиям. Аудиовизуальный контент аудитория потребляет, совмещая этот процесс с другой деятельностью. Поэтому медиапредприятиям, занятым в теле- и радиовещании, приходится изыскивать новые пути привлечения внимания потребителей.
Двойственность рынка СМИ так же влияет на уровень конкурентной борьбы. Конкуренция содержания различна для разных медиапредприятий. Например, газетные издания способны более развернуто представить новости, а новостные телепередачи дают лишь краткую информацию о событии. Это вызвано техническими особенностями работы телевидения. Конкуренция за рекламодателя определяется качеством и лояльностью аудитории медиапредприятия.
Конкуренция СМИ на рекламном рынке
Создавая востребованный информационный продукт, чувствуя потребности своей аудитории в развлекательном и познавательном контенте, медиапредприятия устанавливают длительные позитивные отношения с населением. Средства массовой информации на сегодняшний день становятся все более персонализированными, что создает привлекательную среду для рекламодателей.
Реклама является многогранной деятельностью, которая оказывает воздействие на общественное мнение относительно экономики, социальной и политической жизни. Можно сказать, что она стала неотъемлемой частью жизни современного общества. Большая часть финансового дохода медиапредприятий формируется за счет оказания услуг рекламодателям. Рекламодателями обычно выступают частные коммерческие предприятия, стремящиеся к расширению рынков сбыта. Однако, реклама может быть социальной, направленной на формирование определенных идей и ценностей в обществе.
Конкуренция между медиапредприятиями за рекламодателя достаточно высока. Часто рекламодатели пользуются услугами сразу нескольких субъектов хозяйствования СМИ. Это позволяет повысить эффективность рекламы и отдачу от вложений в рекламные кампании. Реклама является коммуникационным процессом. Она устанавливает отношения между продавцом и покупателем продукции и услуг. Медиапредприятия выступают связующим звеном между ними, предоставляя площадку для одних и информацию для других.
Глобализация мировой экономики привела к тому, что реклама стала выходить за национальные границы. Многие транснациональные компании используют средства массовой информации по всему миру для выхода на новые рынки и страны. Инструменты продвижения выбираются соответствующими сотрудниками предприятий. Борьба за рекламодателя осуществляется не только между классическими СМИ, но и производителями таких средств рекламы как билборды, объявления, брошюры и другое.