Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Финансирование и организация общественного вещания

Определение 1

Общественное вещание – это вещание радио и телестанций, чья деятельность полностью либо частично финансируется обществом.

Роль медиаэкономики

Определение 2

Медиаэкономика – это прикладная дисциплина экономической теории, цель которой заключается в исследовании СМИ как отрасли народного хозяйства.

Становление СМИ началось с развития печатного дела, появления газет и журналов. К середине прошлого века рынок газет показал максимальные продажи и тиражи. В это время появилась потребность в создании научного направления, способного решать задачи быстро развивающегося рынка СМИ. Наметились высокие темпы роста доходов телевидения, радио, а в последние годы интернет вещания. Медиапредприятия приносят высокие доходы, быстро окупают инвестиции. Они выстраивают коммуникацию с общественностью, которая пользуется интересом среди представителей политической власти, социальных организаций и отдельных субъектов хозяйствования.

Исследование рынка СМИ осуществляется на двух уровнях:

  1. Медиаэкономикс занимается вопросами эффективного использования ресурсов и факторов производства, находящихся в распоряжении медиапредприятий.
  2. Медиаэкономика на макроуровне отслеживает влияние СМИ на социальную, экономическую и политическую жизнь общества.

Совокупность отношений, складывающихся между субъектами СМИ, образует рыночную систему, подчиняющуюся общим законам. Особенностью медиарынка является двойственная природа создаваемого блага. Предприятия СМИ производят информационный продукт, облекая его в различные формы, востребованные потребителем. Ценность продукта заключается в его содержании. Лояльность аудитории позволяет медиапредприятиям оказывать услуги доступа к населению для рекламодателей. Большая часть доходов СМИ поступает из рекламных бюджетов субъектов производственного сектора экономики. Считается, что главным товаром на рынке СМИ является сама аудитория, что во многом определяет сущность создаваемой продукции.

Особенности общественного вещания

«Финансирование и организация общественного вещания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

За все время существования телевидения сложилось три основных модели вещания:

  1. Коммерческое телевидение, характерное для США.
  2. Общественное телевидение, действующее в странах Западной и Северной Европы.
  3. Государственное телевидение СССР и стран социалистического уклада.

Общественное телевидение отличается от любого другого базовыми принципами формирования программной сетки вещания. При этом оно имеет множество схожих черт с коммерческим телевидением. Например, для него характерна частная собственность, доходы от рекламы, функционирование рыночного механизма.

Телевидение общественного вещания возникло как противоположность коммерческим каналам. Государственная и политическая власть в Европы быстро осознала социально-политическую роль общественного телевидения, что потребовало от первых установление контроля над программным содержанием. Одним из инструментов стало государственное распределение частот вещания между каналами.

Еще одной особенностью общественного вещания стало формирование монополий. Этот процесс стал закономерным продолжением идеи о влиянии телевидения на сознание населения. Можно сказать, что общественное телевидение стало проявлением демократических начал политической власти. В США еще в середине тридцатых годов была установлена квота программного времени, отведенная под передачи, отвечающие потребностям населения.

Замечание 1

Финансирование общественного телевидения осуществляется из различных источников. В период его становления доход общественных каналов складывался из платы зрителей за доступ к программам. Другими формами финансирования стали государственные субсидии, рекламные доходы, спонсорская поддержка, реализация дополнительных услуг.

Финансирование общественного ТВ

Финансирование общественного телевидения осуществляется не только за счет государственного субсидирования. Рассмотрим основные источники денежных поступлений:

  1. Абонентская плата. Эта форма финансирования наиболее точно отвечает самой сущности общественного телевидения. Несмотря на это, нельзя считать зрительскую плату за доступ к программам добровольной. Часто потребители программ общественного телевидения не платят установленные взносы, что создает финансовые проблемы для телекомпаний, особенно в Восточной и Центральной Европе.
  2. Прямые государственные субсидии встречаются достаточно редко. Например, во Франции со стороны государства осуществляется поддержка кинематографа, а также социально значимых передач. В США субсидии общественного телевидения поступают от федеральной власти, а также властей штатов и местной власти.
  3. Финансирование со стороны рекламных кампаний. Большая часть доходов любого телевидения формируется за счет денег, поступающих от рекламодателей. Информационный продукт, производимый общественным телевидением, не имеет массового зрителя. Из-за этого ощущается нехватка средств, которая восполняется за счет предоставления доступа к аудитории рекламодателям. Аудитория общественного телевидения более сегментирована, а значит, способна принести более высокие показатели по охватам. Представители общественного телевидения часто выступают резко против размещения рекламных сообщений, считая, что они оказывают влияние на сознание аудитории.
  4. Спонсорство позволяет восполнять нехватку средств в случае отказа от размещения рекламы. Для некоторых каналов это один из действенных способов установления отношений с представителями бизнеса.
  5. Бартерный обмен подразумевает получение программ в обмен на блага - услуги или товары. Такой метод финансирования встречается достаточно редко. Примером может послужить заключение договора между BBC и странами Восточной Европы. Первая сторона поставляла программы, а вторая сторона – предоставляла сырье.

Таким образом, особенности общественного телевидения оказывают влияние на методы организации телевизионного вещания, а также принципы финансирования создания и распространения общественных программ. На рынке общественного ТВ действует смешанная модель денежного обращения, когда финансовые средства поступаю из различных источников.

Дата последнего обновления статьи: 04.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot