Предпосылки маржинализма
Маржинализм как самостоятельное течение экономической мысли был оформлен во второй половине XIX века.
Появление маржинализма было обусловлено рядом объективных факторов:
- 1860-1870 гг. ознаменовались бурным развитием США и ведущих стран Западной Европы вследствие завершения промышленного переворота.
- В передовых странах наступила эра свободной конкуренции и промышленного капитализма.
- Рыночные отношения развивались ускоренными темпами, разделение труда углублялось, рынки товаров и услуг расширялись, что вызвало острый интерес к роли денег, ценообразованию, экономическому поведению субъектов рыночных отношений.
Именно эти проблемы стали объектом исследования маржинализма.
В то же время экономическая наука находилась в кризисном состоянии. Господствовавшая доктрина классической школы была неспособна дать ответы на практические вопросы. Приобретала популярность немецкая историческая школа, подвергавшая критике фундаментальные положения ведущего научного направления – само существование всеобщих экономических законов, свободную природу не требующих вмешательства хозяйственных отношений и т.д. Негативное отношение к существовавшей экономической модели демонстрировал и набиравший популярность марксизм. Таким образом, маржинализм стал попыткой найти выход из кризиса науки.
Особенности маржинализма
Методологическая позиция маржинализма по базовым вопросам роднит ее с рикардианством, поэтому нередко маржиналистов называют неоклассиками (в первую очередь это касается представителей кембриджской школы, возглавляемой А.Маршаллом). Однако между маржинализмом и рикардианством есть и существенные отличия. В частности, рикардианство придерживается трудовой теории стоимости, а маржинализм – теории предельной полезности. Иными словами, в основу ценообразования положена не оценка требующихся на производство блага трудовых затрат, а редкость блага и интенсивность его потребления. Идеи маржиналистов могут выступать как дополнение классической трудовой теории стоимости, поскольку описывают то же, но с другой стороны – не производителя, а потребителя.
Маржиналисты развили теорию полезности с помощью методов предельного анализа, давшего название этой школе (предельный анализ – marginal analysis).
Под предельным анализом понимают вид анализа экономических процессов, опирающийся на использование предельных величин. В центре внимания исследователей находятся издержки и выгоды, возникающие при изменении значения аргумента.
Впоследствии этот метод стал базой и других маржиналистских концепций – теории распределения, общего равновесия, издержек производства и т.д.
Характерной чертой маржинализма, в отличие от марксизма, является попытка отойти от идеологизации, отказаться от примеси социальных дисциплин, сконцентрировавшись на чистой прибыли. Маржиналисты даже отказались от термина «политическая экономия», выбрав для замены нейтральный «экономикс». Таким образом, предметом мержинализма была определена проблема, отдаленная от классовых интересов – рациональное распределение ограниченных ресурсов, выражающее в первую очередь отношение человека к благу, а не структуру общества, которая рассматривается как заданная статически.