Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений

Бизнес как часть экономики

Определение 1

Бизнес – это хозяйственная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Синонимом слова «бизнес» в русском языке выступает термин «предпринимательство». Бизнес является основной рыночной экономики. Он способствует экономическому и социальному развитию общества, влияет на научно-технический прогресс, внедрение его достижений в практическую производственную деятельность. Бизнес принято делить в зависимости от числа нанятых сотрудников на:

  • Крупный.
  • Средний.
  • Малый.

Самым массовым является малый бизнес, представляющий собой хозяйственное предприятие, специализирующееся на выпуске однородного блага. Каждый субъект, задействованный в малом предпринимательстве, занимает небольшую долю рынка и не может оказывать существенное влияние на его структуру. Однако, каждый участник стремится монополизировать свой сегмент. Такая ситуация на рынке называется монополистической конкуренцией. Развитые страны давно поняли необходимость государственной поддержки малого бизнеса. Именно этот сектор экономики быстрее всего реагирует на рыночные изменения. Он способен динамично подстраиваться под новые потребности, адаптироваться практически к любым внешним обстоятельствам.

Субъект, занимающийся бизнесом, обладает предпринимательскими качествами. Его действия являются рациональными с экономической точки зрения. Бизнесмен несет ответственность за свое предприятие, имущество, разработку стратегии и тактики. Экономический агент может заниматься управлением предприятия, либо быть собственником ресурсов и имущества, и получать дивиденды от их эксплуатации третьими лицами.

Крупный бизнес представлен предприятиями и корпорациями национального и международного масштаба. По сути, это объединение предприятий различной направленности, каждое из которых выполняет закрепленный за ним участок работ. Цель существования крупного бизнеса – получение прибыли. Крупные компании имеют доступ к факторам производства, способны масштабировать свой бизнес, тем самым расширяя сферу своего экономического влияния. За работой крупных предприятий следят антимонопольные государственные службы.

Проблемы взаимоотношений малого и крупного бизнеса

Крупный и малый бизнес объединены стремлением к получению стабильного дохода, однако, их взаимодействие сталкивается с рядом проблем. Крупные компании обладают средствами для внедрения инноваций, но из-за масштаба введение новшеств занимает длительное время. Малый бизнес быстрее реагирует на изменения внешней среды, но зачастую не обладает достаточными финансами для реализации инновационных проектов. Внедрение инноваций требует частичной или полной перестройки существующих бизнес-процессов, что требует дополнительных капиталовложений.

«Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формой решения стало слияние крупного и малого бизнеса. Существует три вида сотрудничества:

  1. Сателлитная система - создание сети малых предприятий, фирм-спутников, дочерних компаний, объединенных единым центром.
  2. Инкубаторство - оказание всесторонней помощи малому бизнесу.
  3. Интрапренерство - создание на базе крупного предприятия коллектива, занимающегося внедрением инноваций.

Сателлитная система наиболее широко применяется в передовых экономиках США, Японии и Китая. Она стала формой создания крупных предприятий, путем объединения объектов малого бизнеса. Эта модель выгодна и для малых фирм, так как крупные предприятия гарантируют соблюдение сроков и объемов поставок. Инкубаторством преимущественно занимается государство, заинтересованное в развитии определенных бизнес-направлений. Оно может быть выгодно для крупного бизнеса, но пока мало развито в частном секторе.

Интрапренерство представляет собой реализацию новаторских идей на базе работы крупного предприятия. Малый бизнес пользуется ресурсами крупной компании, что позволяет сосредоточить все усилия на инновационной деятельности.

Проблемы взаимодействия крупных и малых предприятий

Формы взаимодействия крупных и малых компаний позволяют решать множество проблем и преодолевать несоответствия между их представителями. Сотрудничество малого и крупного бизнеса является логичным методом повышения их эффективности. Несмотря на выгоду, их взаимодействие может столкнуться с рядом проблем:

  • Малое предприятие, не выполняя свои обязательства, может нарушить работу крупной компании.
  • Крупное предприятие не обеспечивает спрос на продукцию.
  • Развитие сети малых предприятий идет неравномерно.

Преодоление нестыковок возможно через расширение крупными предприятиями сетей малых компаний. Такой подход позволит повысить взаимозаменяемость субъектов. Появление малых предприятий приведет к росту конкурентной борьбы между ними, что положительным образом скажется на их хозяйственной деятельности. Чтобы преодолеть вторую проблему, малое предприятие может установить экономические отношения сразу с несколькими крупными компаниями. Результатом сотрудничества станет повышение качества продукции. Чтобы представители крупного бизнеса не перекрывали доступ малых предприятий к рынку, необходима разработка законодательных актов, учитывающих интересы обеих сторон.

Сотрудничество малого и крупного бизнеса способно оказать положительное влияние на экономическое развитие национального хозяйства. Оно особенно эффективно в сфере инновационного развития, когда малые предприятия способны подхватить новые идеи в отрасли, а крупные компании снабдить их необходимыми ресурсами для доработки и внедрения на производстве.

Крупный бизнес обладает достаточным количеством факторов производства и природных ресурсов для выполнения своих стратегических и тактических целей. Но из-за размеров он не способен на быстрые изменения, поэтому со временем теряет гибкость и способность адаптироваться под изменения конъюнктуры рынка. Малый бизнес не обладает достаточными средствами для реализации проектов, но является индикатором тенденций на рынке. Объединение сильных сторон малого и крупного бизнеса способно привести к эффективному взаимодействию и развитию.

Дата последнего обновления статьи: 21.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot