Характерные черты малого бизнеса и его преимущества
Малый бизнес – это форма хозяйствования, представленная экономической деятельностью одного субъекта или группы лиц.
Отнесение предприятия к сфере малого бизнеса происходит на законодательном уровне. Каждая страна вырабатывает свои нормы и требования к малому бизнесу. Соответствие им дает предприятию определенные преимущества и права пользования льготами.
В России, чтобы предприятие считалось малым, необходимо соблюдение следующих условий:
- Численность сотрудников не должна превышать 100 человек.
- Годовой оборот не должен превышать 800 миллионов рублей.
Помимо малых предприятий существуют микропредприятия с численностью работников не более 15 человек и оборотом не более 120 миллионов рублей.
Предприниматель должен заявить о своем желании осуществлять экономическую деятельность, зарегистрировав его в соответствующих органах власти. Юридические лица вносят в единый реестр предприятий, а также встают на учет в налоговой инспекции.
Государственная власть заинтересована в становлении малого и среднего бизнеса. Он является основной для развития справедливой конкуренции, роста и развития экономики. Поддержание малого предпринимательства положительным образом сказывается на инновациях, научно-техническом прогрессе. Именно малые предприятия чутко реагируют на потребности спроса, модифицируя продукцию и услуги по требованию покупателей.
Малое предпринимательство развивается неравномерно. Если в западных странах становление капитализма началось довольно давно и бизнес имеет разные формы, то в странах с переходной экономикой малый бизнес только зарождается. Неравномерность характерна и для разных регионов одного и того же государства. Склонность к ведению предпринимательства может зависеть от культурных, исторических и экономических особенностей региона.
Зарубежный опыт становления малого бизнеса
Малый бизнес в западных странах развивается весьма активно. Это связано с тем, что государственная власть придает огромное значение развитию данного направления. Кроме того, становлению малого предпринимательства способствует рыночная модель хозяйствования. В ней признается разнообразие форм собственности и деятельности предприятий.
Благодаря малому бизнесу многие страны смогли совершить серьезный экономический скачок. Наиболее интересными с точки зрения развития малого предпринимательства являются США, Китай, Япония и ряд европейских стран.
Передовые экономики мира отличаются тем, что около 60% совокупного дохода в них формируется в секторе малого предпринимательства.
Развитию малого бизнеса в западных и азиатских странах способствуют следующие особенности уклада экономики:
- Целевое государственное финансирование.
- Льготное налогообложение.
- Развитая инвестиционная деятельность.
- Сильное антимонопольное законодательство.
- Льготное кредитование.
Малые предприятия часто работают совместно с крупными компаниями. Они быстро реагируют на потребности рынка и адаптируются к нему. Здесь легче запустить новые проекты, либо опробовать инновационную технологию. У крупных предприятий достаточно ресурсов для организации исследований, но недостаточно гибкости для их запуска и внедрения.
В Японии почте 100% реального сектора представлено малым и среднем бизнесом. Эксперты полагают, что это одно из объяснений быстрого технологического развития японской экономики. Рынок США получает до 60% совокупного дохода за счет малых и средних предприятий. Страны Восточной Европы быстрее перестроили экономику под требования рынка. Там малый бизнес создает до 50% внутреннего продукта. А вот в России и в Казахстане доход от малого бизнеса не превышает 10-12%. Стоит так же отметить, что в зарубежных странах малое предпринимательство существует в разных отраслях экономики вне зависимости от технологической сложности.
Проблемы становления малого бизнеса в России
Малый бизнес в Росси представлен только в сфере услуг. Среднее предпринимательство практически отсутствует. Малые предприятия занимаются перепродажей товаров и услуг, а также выполнением несложных работ на заказ. Можно сказать, что малое предпринимательство развито в России не достаточно. Связано это с особенностями перехода от командно-административной экономики к рыночной.
Приватизация должна была передать право собственности от государства в частные руки. В результате крупные предприятия стали акционерными обществами с правами корпораций. По сути, они сохранили за собой преимущества, которые имели до разгосударствления. Небольшие предприятия полностью разорились и стояли брошенными. Приватизация не дала ожидаемого от нее результата.
Малые предприятия в России наделены возможностью пользоваться упрощенной системой налогообложения. Однако, налоговая нагрузка остается слишком большой. Развитию бизнеса мешают многочисленные требования к сфере услуг. Например, поправок для ресторанного бизнеса около тысячи. Бюрократия и коррупция так же мешают нормальному развитию бизнеса, конкуренции с крупными предприятиями.
Из-за экономической нестабильности банки предпочитают не давать кредиты малому предпринимательству, считая его ненадежным. Если средства и попадают к бизнесмену, то процент по ним остается слишком высоким.
Малым предприятиям практически невозможно попасть в отрасли, где действуют крупные государственные компании. Государственное влияние на экономику так же усиливается. Это вызвано внешними проблемами и макроэкономической нестабильностью. В таких условиях малому бизнесу достаточно сложно развиваться. Кризис и пандемия коронавируса негативным образом сказались на предпринимательстве в последние годы. Число предприятий резко уменьшилось. Можно сказать, что российский малый бизнес находится лишь на пути становления.