Особенности малого бизнеса
Малый бизнес – это форма предпринимательской деятельности, осуществляемая небольшими самостоятельными предприятиями.
Чтобы предприятие можно было отнести к сфере малого бизнеса, оно должно иметь определенный уровень дохода и численность штата. Параметрами, определяющими малое предпринимательство согласно законодательству России, являются:
- Количество сотрудников не более 100 человек (в микропредприятих – до 15 человек). При этом, учитываются все сотрудники, в том числе работающие в филиалах и подразделениях, по совместительству или на иных условиях.
- Размер прибыли до 800 миллионов для малого бизнеса и до 60 миллионов для микробизнеса. В составе прибыли учитывается доход от торговли без учета налога на добавленную стоимость за прошлый год.
В случае, если малым предпринимательством занимается юридическое лицо, то в его собственности должно находиться не менее 51% имущества. Остальная часть может находиться во владении других лиц, либо государства. Правом на осуществление предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса обладаю индивидуальные предприниматели, юридические лица, фермерские хозяйства.
Малый бизнес характерен для разных отраслей и форм деятельности, поэтому предельная численность штата может различаться. Например, в производстве списочный состав не превышает 100 человек, а в оптовых продажах – не более 50 человек. В сфере торговли и реализации товаров численность не должна превышать 30 человек, в сельском хозяйстве и в сфере научных разработок - 60 человек.
Эффективность малого бизнеса
Российский малый бизнес сильно отличается от его форм в развитых экономиках. Его характеристиками являются:
- Обычно предприятия имеют достаточные финансовые резервы даже при небольших оборотах.
- Бизнес ориентирован на жителей региона.
- Продажи осуществляются по личным отзывам покупателей и знакомых.
- Высокий уровень конкуренции.
- Неумение эффективно выстраивать маркетинговую стратегию.
- Семейственность и клановость.
- Отсутствие специальных знаний у предпринимателей.
- Низкий уровень оплаты труда.
- Небольшой доход.
- Наличие кредитования малого бизнеса.
- Сделки заключаются по предоплате.
- Банковское кредитование не охотно инвестирует в малый бизнес.
Малый бизнес подходит для большого числа предпринимателей, так как он может стать эффективным средством регулярного получения прибыли. Его отличительными особенностями являются возможность старта с минимальными вложениями, простота в управлении, возможность повышать качество продукта или услуги, мобильность, гибкость, адаптивность к текущим условиям рынка, возможность пользоваться государственной поддержкой. Малый бизнес обычно не зависит от месторасположения. В основном вопрос заключается в аренде помещения, которое достаточно легко можно изменить.
Но у малого бизнеса есть и ряд недостатков. Прежде всего, это маленькие активы. Ему достаточно сложно конкурировать с более крупными фирмами. Малые предприятия не могут получить доступ к выгодным контрактам, источникам ресурсов и так далее. Они всегда находятся под влиянием риска банкротства, так как в сфере малого предпринимательства конкуренция слишком высока.
Несмотря на все достоинства и недостатки малый бизнес остается средством выхода на новый уровень дохода и реализации потенциала человека. Однако, для достижения высоких результатов необходимо получение новых знаний и их практическое применение для решения текущих задач и достижения стратегических целей.
Пути развития малого бизнеса
Предприниматели в сфере малого бизнеса часто сталкиваются с однотипными ошибками. Для того, чтобы их избежать эксперты предлагают составлять четкий план реализации проектов, формировать и проверять бизнес-план. Маркетинговая стратегия так же должна быть разработана еще до запуска продукции или услуг. Нежелательно открывать совместное дело с друзьями или близкими родственниками, так как это приведет к конфликту интересов. Очень важно планировать не только работу компании, но и оставлять время для собственного отдыха и здоровья. В противном случае, произойдет быстрое профессиональное выгорание, что негативным образом отразится на работе фирмы.
Залогом длительного функционирования предприятия малого бизнеса является правильное соотнесение доходов и расходов. Строгий учет и постоянный анализ затрат позволяет планировать объем дохода, более эффективно расходовать средства в процессе производства. Важно анализировать рынок и конкурентов, чтобы точно знать потребности покупателей. Большую роль играет маркетинговое продвижение, влияющее на узнаваемость товара.
Со стороны государства поддержка малого бизнеса становится залогом создания дополнительных рабочих мест, повышения благосостояния населения. Именно малые предприятия активно внедряют инновации, быстро подстраиваются под нужды рынка. Часто крупные предприятия создают совместные проекты с малым бизнесом для того, чтобы внедрять инновации в собственную деятельность. Они обладают достаточными средствами для научно-технических разработок, но слишком неповоротливы в управлении для их реализации.
Эффективность малого бизнеса во многом зависит от состояния национального хозяйства и от налоговой политики государства. Например, для российского малого бизнеса проблема заключается в том, что он не может конкурировать за ресурсы и поставщиков с крупными компаниями. Доверие к малому бизнесу со стороны кредиторов и инвесторов так же невысоко из-за нестабильности экономики страны. Предприниматели предпочитают вкладываться в надежные проекты, которые с высокой долей вероятности окупятся. Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из приоритетных направлений экономической политики. Сильный сектор малого бизнеса формирует фундамент для количественных и качественных преобразований в обществе.