Факторы, определяющие развитие кризисных явлений в европейской экономике
В настоящее время Европейский союз исчерпал возможности для дальнейшей экспансии по восточному направлению, ряд стран-лидеров союза требуют остановить приём новых членов, пока не будут оптимизированы механизмы согласования позиций всех действующих стран-участниц. Вместе с тем, внутри Евросоюза наметилась отчётливая тенденция по формированию экономически развитого «ядра», включая Германию, Францию, Италию, Бельгию, Голландию. Эти страны формируют около 70% всей экономики Еврозоны, тогда как отсталые и дотационные государства дают менее 30% экономики в совокупности.
Экономические факторы определяют эффективность существования Евросоюза, однако ее существенно ослабляет выход Великобритании и усилившийся кризис, вызванный эпидемией коронавируса.
Общесистемные недостатки политико-институционального характера, влияющие на экономическое развитие Европейского союза:
- отсутствует единая долгосрочная цель и видение будущего среди основных участников региональных интеграционных процессов;
- низкая эффективность существующей системы управления, включая уровень национальных правительств;
- сама структуру управления Евросоюза воспринимается как далекая от народа бюрократия, не способная обеспечивать необходимую легитимность системы управления;
- рост общественного недовольства действиями органов управления Евросоюзом в особенности тех групп, которые проиграли от глобализации и региональной интеграции;
- из-за необоснованного расширения Евросоюза его участники различаются по ключевым экономическим и политическим характеристикам;
- система управления интеграцией и межправительственным взаимодействием характеризуется усиливающимся доминированием крупнейших стран.
Проявления внешних экономических факторов, предопределяющих дезинтеграционный процесс в странах Европы, следующие
- Европейские производители теряют свою конкурентоспособность на международном рынке (по сравнению с азиатскими и американскими производителями), из-за чего снижается их доходность, сокращаются рабочие места, растут протестные настроения.
- Структура объема внешнеторговых операций во всем мире изменяется не в пользу европейских стран. Акценты все больше смещаются в пользу стран Азии, включая Китай.
- Из-за сокращения прямых зарубежных инвестиций замедляется экономический рост стран Европы, что становится причиной внутриполитических конфликтов и протестов.
Основные экономические проблемы Евросоюза
Основные экономические проблемы ЕС включают:
- необходимость согласования государственных бюджетов участников и стратегических задач развития Евросоюза;
- снижение уровня производительности труда;
- необходимость структурных реформ, которые стали бы решением финансовых и фискальных проблем;
- зависимость рынка и промышленного производства от уровня цен на энергоносители;
- сокращение инвестиционной активности в экономике.
Сокращение экономической активности Евросоюза связано не только с долгосрочными факторами, определяющими изменения глобальной экономики, но с временными факторами политической нестабильности, роста цен на нефтепродукты, рисками глобальной политики, фискальной политикой США и последствиями торговых войн.
Дополнительный риск для европейской экономики несет выход Великобритании, чьи инвестиции влияют на другие страны-участницы. Среди прочих неблагоприятных факторов для Европейского союза можно назвать климатические изменения, погодные условия, влияние пандемии коронавируса в 2020 году. По мнению экспертов, преодоление кризисных явлений в экономике Евросоюза, возможно за счет следующих мер:
- Создание новых рабочих мест.
- Поддержка потребления, воспринимаемого в качестве основного фактора восстановления экономики ЕС.
- Сокращение в странах-участницах объема государственного долга.
Последствия кризиса в экономике Евросоюза для России
В ближайшее время отношения между Россией и Европейским союзом будут иметь инертный характер. По мнению аналитиков, активизация экономического взаимодействия нашей страны с Европой будет сдерживаться масштабными внутренними вызовами и происходящей системной трансформацией Евросоюза.
Для России подобные трансформации могут последствия, связанные с тем, что ряд европейских стран могут попытаться получить от России некоторый преференции и выгоду в обмен на лоббирование ее интересов. Однако результативность такого лоббирования может быть нулевой в силу ориентации экономической политики Евросоюза в ближайшие годы на стратегическое ожидание. Тесные экономические Россия может наладить с такими странами, как Италия, Венгрия и Греция, что не изменит стратегический политический курс Европейского союза.
Исключение Великобритании из числа стран-участниц ЕС окажет негативное воздействие на структуру и объем взаимных торговых отношений с Россией. Косвенный негативный фактор связан с изменением цен на энергоносители в связи с выходом из Евросоюза Великобритании.
Однако, в текущей ситуации выход Великобритании из Евросоюза на Россию окажет скорее политическое влияние, нежели экономическое. На краткосрочную перспективу на экономические взаимоотношения с Россией данный фактор окажет минимальное воздействие в силу длительности и ожидаемой политической сложности данного процесса.
Кризисные явления в экономике Евросоюза не станут причиной для отмены санкций против России, однако наша страна сохранит свою глубокую интеграцию в европейскую экономику. Дефицит газа позитивно скажется на переговорах относительно увеличения поставок энергоресурсов на государственном уровне. Выход из состава Евросоюза Великобритании может негативно сказаться на экономическом развитии внутриевропейской интеграции, что приведет к рецессии в экономике ряда стран и снизит объёмы потребления российской экспортной продукции.