Кривая предложения – это графическое отражение зависимости цены и объема предложенных товаров за определенный промежуток времени.
Понятие предложения
Предложение – это объем благ, реализуемый на рынке в конкретное время или определенный период времени.
Предложение разделяется на индивидуальное и рыночное. Индивидуальное – это предложение конкретного производителя, а рыночное – это совокупность всех индивидуальных предложений товара.
К основным факторам предложения относятся:
- Цена товара;
- Прибыльность продукции, являющейся конкурентной по отношению к данному товару;
- Прибыльность продукции, являющейся дополнением предлагаемого товара;
- Затраты производителей;
- Различные государственные дотации и налоги;
- Число производителей, предлагающих однородную продукцию;
- Цели и ожидания производителей;
- Природные условия.
Стоит отметить, что затраты производителей напрямую зависят от цен на применяемые в производстве ресурсы, а также от технологий изготовления.
Закон предложения гласит, что с увеличением цен будут расти объемы предложения, и наоборот снижение цены приведет к сокращению предложения.
Данный закон можно выразить одним из трех способов: с помощью таблицы, с помощью формулы, с помощью графика.
Использование табличного способа предполагает составление таблицы зависимости уровня предложения от цены, цифры используются условные (Рисунок 1).
Рисунок 1. Табличное выражение закона предложения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Из таблицы следует, что по цене 2 руб. за единицу продукции производители не хотят ее продавать, а с увеличение стоимости увеличивается и предложение.
При аналитическом способе (с помощью формулы) функцию предложения можно показать в виде уравнения. Уравнение линейной функции предложения в общем виде будет следующим:
$P = a + b • q$,
Где $a$ и $b$ – это заданные параметры.
Третий способ – графический. Цифры из представленной выше таблицы перенесем на график, величина предложения откладывается по горизонтальной оси, а цена – по вертикальной (Рисунок 2). Полученная линия предложения будет иметь положительный наклон, поскольку цена и уровень предложения изменяются в одном направлении, т.е. соблюдается закон предложения.
Рисунок 2. Графическое выражение кривой предложения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Изменение кривой предложения
Изменение предложения будет происходить в том случае, когда изменится хотя бы один фактор, на него влияющий, за исключением цены блага.
Если происходит движение вдоль кривой предложения, то это говорит о том, что производители реагируют на изменение цены на товары при прочих равных условиях. Также это характеризует изменение объемов продукции, которые производители могут продать. Такое движение предполагает, что с изменением объема благ, при неизменных других факторах, на него влияющих, изменяется цена на благо.
Смещение кривой предложения показывает реакцию производителей на изменения ценовых факторов, в связи с чем изменяется предложение. При изменении предложения, меняются те объемы благ, которые производители могут продать. Смещение кривой вправо показывает расширение предложения блага, а смещение кривой влево свидетельствует о сокращении предложения. Важнейшая роль в смещении кривой предложения отводится изменениям затрат производителей.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение
Построение кривой предложения происходит на основании того, что все факторы, за исключением рыночной цены, не изменяются. Такие факторы называются неценовыми. При их изменении изменяется величина предложения при любой цене, т.е. кривая предложения смещается либо вправо, либо влево.
Основными факторами, способными изменить уровень предложения и сместить кривую, являются следующие:
- Стоимость ресурсов, которые используются при производстве продукции. Чем выше плата предпринимателя за труд, землю, материалы и сырье, энергоресурсы, тем меньше будет его прибыль, соответственно, ниже желание продавать данный товар. Это означает, что с увеличением стоимости применяемых факторов производства снижается предложение товара, а с уменьшением стоимости ресурсов, наоборот, количество предлагаемой продукции увеличивается, и возрастает предложение.
- Уровень технологий. Каждое технологическое усовершенствование на производстве снижает затраты на ресурсы (издержки производства), что приводит к расширению предложения продукции.
- Цели компании. Ключевая цен любого предприятия заключается в максимизации прибыли. Между тем, предприятие может преследовать и другие цели, достижение которых отражается на предложение. К примеру, стремление предприятия производить товары, не загрязняя окружающую среду, может стать причиной снижения количества предлагаемых товаров.
- Налоги и дотации. Уровень налогов влияет на расходы предпринимателей. С ростом налогов увеличиваются затраты на производство, что вызывает снижение предложения, соответственно, снижение уровня налогов обладает обратным эффектом. Дотации и субсидии позволяют снизить издержки производства, поэтому их увеличение является стимулом к расширению производства.
- Другой фактор, влияющий на предложение, - это цены на другие товары. К примеру, резкое увеличение стоимости нефти может вызвать увеличение предложения угля.
- Ожидания производителей. Если производители ожидают повышения цен, то это неоднозначно сказывается на предложении товаров. Предложение находится в тесной связи с инвестициями, а они в свою очередь труднопредсказуемо реагирую на рыночную конъюнктуру. Несмотря на это, в рыночной экономике как правило ожидаемый рост цен вызывает увеличение предложения. В условиях кризиса инфляция становится причиной снижения производства и сокращения предложения.
- Число производителей. Чем больше предприятий специализируется на выпуске данного товара, тем выше будет уровень его предложения.