Сущность понятия «конкуренция»
Конкуренция – это соперничество между субъектами экономики за более выгодные условия ведения хозяйственной деятельности.
Она является составляющей рыночной экономики, которая опирается на свободу предпринимательства и ценообразования. Экономические агенты преследуют свои цели:
- Предприятия стремятся увеличить доход, получить доступ к факторам производства.
- Покупатели хотят получить максимальную пользу при минимальных затратах.
- Государство заинтересованно в эффективности и покупателей, и продавцов, поэтому проводит гибкую экономическую политику.
Экономика рассматривает деловую конкуренцию, которая возникает при осуществлении хозяйственной деятельности. Она характеризуется единством правил для всех участников, степенью состязательности, способностью к саморегулированию. Так же конкуренция является основным критерием определения типа отраслевых рынков.
Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Первая характерна для теоретических исследований. В ней ни один субъект не может оказывать существенного влияния на хозяйственные связи. Все экономические агенты имеют равный доступ к рыночной информации и находятся в состоянии справедливой конкурентной борьбы. На практике такое состояние сложно достичь, поэтому здесь используется несовершенная конкуренция. Она характеризуется асимметрией информации, а субъекты находятся в неравных условиях.
Отличительными особенностями несовершенной конкуренции являются неравные условия для участников, высокие входные барьеры, возможность распространения ложных сведений о конкурентах с целью получения лидирующего положения на рынке. Несмотря на то, что государственное вмешательство в экономику ограничено, его регулирование так же может привести к искажению конкурентной борьбы.
Формами несовершенной конкуренции являются монополии, монопсонии, олигополии, олигопсонии и монополистическая конкуренция.
Сущность монополии
Монополия является разновидностью несовершенной конкуренции. Она характеризуется главенствующей роль одного предприятия в отрасли или в национальной экономике. В этом случае, монополист обладает полной рыночной властью. Он может определять объем выпуска продукта и уровень цены его реализации.
Рыночная власть формируется по ряду причин:
- Авторское право.
- Патент.
- Торговый знак.
- Государственная искусственная монополия.
Стоит отметить, что монополист не может бесконечно долго увеличивать цену, так как покупатели могут отказаться от платежей, что приведет к социальной нестабильности. В определенный момент времени монополист выходит на оптимальный объем выпуска и уровень цен, которые позволят ему получать регулярный доход, и защититься от конкурентов.
Выделяют естественные, государственные и открытые монополии. Первые складываются в отраслях, где положительный эффект от производства возможен только при отсутствии конкуренции. Государственные монополии создаются вследствие формирования административных барьеров. Открытая монополия обычно представлена частной фирмой, которая благодаря инновации смогла занять лидирующее положение на рынке.
Чаще всего, положение монополии в долгосрочном периоде не отличается от краткосрочного. Но естественные монополии отличаются высоким предельными издержками. При стремлении минимизировать расходы положительного эффекта не будет, так как это не повлияет на конечный доход. Именно поэтому монополист не может изменять объем выпуска или цену бесконечно долго.
Монополии ведут к несправедливому распределению доходов, так же они снижают экономическую эффективность, так как мешают рациональному использованию имеющихся ресурсов. Они не стремятся снижать издержки, неохотно занимаются инновационной деятельностью. Рыночная власть монополии ограничивается государственным регулированием с помощью правовых норм антимонопольной политики.
Характеристики антимонопольного законодательства
Совокупность правовых норм и нормативных актов, защищающих справедливую конкуренцию и уравнивающих права всех участников экономических отношений, называется антимонопольным законодательством. Государство вмешивается в деятельность монополий с целью обеспечения доступа к их товарам и услугам для широких масс населения. Чаще всего, антимонопольное законодательство занимается проблемами картелей. В большинстве стран они запрещены, но в некоторых странах картели являются основой экономики.
Сторонники антимонопольного законодательства видят в нем инструмент защиты экономических интересов, а также потенциал для экономического развития. Противники государственного вмешательства в экономику заявляют, что антимонопольное законодательство нарушает права собственников, а также негативным образом сказывается на поведении потребителя.
В России существует закон, определяющий права предпринимателей. В нем оговариваются ограничения, направленные на поддержание справедливой конкуренции. Субъектам, обладающим монопольной властью, запрещается устанавливать слишком высокие или слишком низкие цены, изымать товар из обращения, если это ведет к росту цен на него. Монополист не имеет права навязывать контрагенту условия договора, которые заведомо невыгодны первому.
Монополист не может сокращать или прекращать производство товара, если на него имеется спрос или государственный заказ. Так же он не может отказаться от сделки с покупателем без существенных причин. Монополист ограничен в праве установления необоснованно высоких или низких цен, создании дискриминационных условий. Сюда же относят нарушения порядка ценообразования.
Контроль над концентрацией рыночной власти может осуществляться с помощью специальных коэффициентов. Например, индекс Лернера характеризует рыночную власть отношением цены к предельным издержкам. Величина коэффициента колеблется от 0 до 1. Чем ближе значение к единице, тем выше монопольная власть. Этот коэффициент можно рассчитывать через эластичность спроса. Он обратно пропорционален эластичности.