Особенности монополий
Монополия - это форма рыночной власти, при которой один продавец имеет возможность самостоятельно устанавливать объем производства и уровень цен.
Предприятие получает монопольную власть при наличии исключительных прав. Это может быть лицензия на осуществление деятельности, патент, торговый знак. Так же монополии создаются государством в тех отраслях, где положительный эффект возможен только при большом масштабе.
Монополия в долгосрочном периоде может получить прибыль лишь за счет своего господствующего положения вне зависимости от проводимой текущей ценовой политики. Захватывая рыночную власть, монополист обеспечивает выпуск всей отрасли. Его предложение становится предложением всей отрасли. Компания получает возможность контролировать рынок, так как у нее нет конкурентов. Вероятность их появления так же стремится к нулю, так как барьеры выхода на рынок слишком высоки.
Причинами возникновения монополистической власти называют:
- Стремление к максимизации прибыли.
- Высокие постоянные издержки
- Законодательные барьеры.
- Особенности внешнеэкономической политики государства.
- Коммерческая политика частных фирм по слиянию и поглощению.
Существует несколько форм монополий – естественные, государственные или закрытые, открытые. Естественные возникают в отраслях, где отсутствие конкуренции положительным образом сказывается на производительности. Государственные монополии создаются за счет высоких административных барьеров. Открытые монополии возникают в частном секторе в результате временных инновационных достижений. Так же существуют формы чистых монополий, концерн, картель, синдикат и трест. Картели возникают при объединении нескольких фирм олигополистов с целью захвата рыночной власти. В большинстве стран влияние монополий регулируется антимонопольным законодательством.
Естественные монополии
Естественные монополии в России регулируются Федеральным Законом, а также Гражданским Кодексом РФ, федеральными и специальными законами, законодательством регионального уровня. Они встречаются в разных отраслях хозяйства.
Стоит отметить, что меры антимонопольной политики на естественные монополии не распространяются.
Естественная монополия характеризует такое состояние рынка, при котором субъекты могут эффективно работать только при отсутствии конкуренции. В противном случае издержки станут слишком большими, поэтому хозяйственная деятельность станет нерентабельной. Чтобы решить эту проблему предприятиям придется поднимать цены, что может дать негативный социальный эффект. А адекватной замены продукции не существует. Поэтому работа естественных монополий требует государственного регулирования. Примерами таких предприятий в пределах РФ являются:
- Перевозки железнодорожным транспортом.
- Инфраструктура, предназначенная для транспортировки энергоресурсов.
- Региональные монополии, осуществляющие услуги ЖКХ.
- Почтовый оператор.
Возникновение естественных монополий является следствием структуры рынка. Они характеризуются объективными причинами возникновения, отражают реальную ситуацию на рынке, обеспечивают максимально эффективное удовлетворение спроса, опираются на технологические особенности продаж. Естественные монополии являются следствием объективной реальности. Отсутствие государственного регулирования их деятельности ведет к ухудшению общей социально-экономической ситуации. Это может привести к негативным явлениям и даже к кризису.
Естественные монополии могут быть природными и технико-экономическими. Они классифицируются по отраслевому признаку и конкретным видам деятельности.
Концепция естественной монополии
Монополии имеют возможность управлять объемом производства и уровнем цен. Однако, поднимать цены они могут лишь до определенного уровня, далее покупатели просто откажутся от товара и услуги вне зависимости от последствий. Поэтому даже в условиях единоличной рыночной власти монополист стремится к относительному равновесию, которое достигается через оптимальное соотношение цены и объема выпуска.
Государственное регулирование естественных монополий опирается на тарифы и определение приоритетных потребителей. Так же государство обеспечивает контроль за сделками естественного монополиста. Он может приобретать основные средства, тратя на них не более 10% собственного капитала. Реализация основных фондов естественного монополиста не может превышать 10%. Государство контролирует инвестиции в естественную монополию в случае, если их порог превышает 10%. Регулированию подвергаются тарифы и стандарты раскрытия информации.
Монополисты обязуются вести отчет о проделанной работы, показывать расходы на капитальные вложений. Они должны вести раздельный учет доходов и расходов, публиковать соответствующие данные. Поведение естественных монополий определено их особенностями. Цена и выпуск определяются условиями формирования издержек и условиями спроса. Предельные издержки являются ключевыми.
Взаимосвязь между эластичностью спрос и прибылью характеризует естественную монополию. Предельный доход показывает изменение величины совокупного дохода при выпуске каждой дополнительной единицы готового блага. То есть, монополист стремится к достижению такого уровня прибыли, при котором цена станет эластичной. В этом случае появляется возможность формирования конкурентов и товаров-субститутов. Такое положение может проявляться и в естественных монополиях, но в краткосрочном периоде.
Естественная монополия на рынке выходит на объем дохода, который соответствует равенству между предельным доходом и предельными затратами. Если цены установлены посредством государственного регулирования, то цена не сможет покрыть все расходы монополии. Возникает потребность во внешнем финансировании. Ценовое регулирование монополий опирается на средние полные затраты.