Деятельность государства в командной экономике
Государство имеет неограниченную политическую, административную и экономическую власть в командной экономике.
Как политический орган, государство является надстройкой общества, однако его деятельность проникает во все базисные экономические отношения. Необходимость всеохватывающего присутствия государства в экономике советские экономисты обосновывали следующим образом: после социалистической национализации средства производства стали достоянием народа, они должны быть использованы не в интересах каких-либо частных лиц, а для реализации целей всего общества и нации в целом.
В силу данного обстоятельства распоряжение и управление общими средствами производства осуществляется из единого центра, который представляет интересы всех трудящихся в одинаковой степени. Поэтому в данной ситуации интересы государства отождествлялись общественным и общенародным интересам. Поскольку государственные средства производства играют ведущую и преобладающую роль в командной экономике, постольку система государственного управления охватывает общественное производство полностью.
Бездефицитность государственного бюджета командной экономики объяснялась тем, что в него направлялось не 10 %, а почти 90 % прибыли функционирующих субъектов хозяйствования.
Управление командной экономикой
В модели командно-административного управления преобладают распорядительно-приказные механизмы и методы внеэкономического принуждения.
Характерные черты системы государственного управления командной экономикой:
- осуществление прямого управления предприятиями из единого центра;
- наличие полного контроля государства за сферами производства и распределения;
- использование в управлении административно-приказных методов.
Система государственного управления командной экономикой состоит из связующих элементов - структур, осуществляющих руководство из единого центра народного хозяйства.
Распорядительно-приказные механизмы управления возможны в странах имеющих разное социальное устройство. Они могут совмещаться с общественной собственностью на основные производственные фонды (как это было в России), или элементами частной собственности (как это было в фашистской Германии).
Использование приказного управления оправдано в случае чрезвычайных обстоятельств, которые вызваны военными действиями, хозяйственным разорением или голодом. В таких условиях оно позволяет оперативно сосредоточить людские и материальные ресурсы на значимых участках, с успехом решать актуальные проблемы народного хозяйства. Для экстремальных условий этот тип может стать более эффективным и единственно возможным.
Бюджетные ограничения в командной экономике
Повсеместное внедрение централизованных механизмов загоняет все структуры предпринимательства в рамки специальной системы бюджетных ограничений, которая препятствует ответственному хозяйствованию.
Формами бюджетных ограничений являются:
- установление директивных цен;
- жесткая система налогообложения;
- отсутствие государственной помощи на безвозмездной основе;
- отсутствие возможностей для получения кредита;
- невозможность финансовых вложений из внешних источников.
Рыночная экономика имеет представленную жесткую систему бюджетных ограничений, которая стимулирует эффективность хозяйствования, материальную ответственность и заинтересованность в использовании денежных активов. Для командно-административной экономики характерна ориентация на «мягкую» систему бюджетных ограничений: налоговые льготы или отсрочка уплаты налогов; дотации и субсидии как безвозмездная финансовая помощь; выдача кредита при отсутствии гарантий или обоснованного целевого назначения и т.п.