Казначейское исполнение бюджета – это регламентированная бюджетным законодательством организация исполнения бюджета посредством осуществления специальным исполнительным органом - казначейством - управления средствами за текущий финансовый период через системы учета денежных средств на едином счете, систему контроля доведения бюджетных ассигнований до бюджетополучателя и расходования средств.
Сущность казначейской системы исполнения бюджета
Как экономическая и финансовая категория понятие «казначейская система исполнения бюджета» содержит ряд признаков:
- казначейство – это кассир всех получателей и распорядителей бюджетных средств;
- казначейство применяет систему лицевых счетов, осуществляет доведение средств бюджета с единого счета непосредственно до конечного бюджетополучателя;
- казначейство формирует соответствующие условия для повышения эффективности, качества и оперативности контроля расходования бюджета.
Казначейская система – это действенный инструмент, обеспечивающий функционирование государственной бюджетной системы через эффективное кассовое исполнение бюджета.
Функции казначейской системы
Казначейские системы могут выполнять активную и пассивную роль. Пассивная роль связана с ограничением собственной деятельности казначейства простым распределением ресурсов бюджетным учреждениям исходя из утвержденного бюджета. Активная роль предполагает установлением казначейством лимитов по обязательствам и на оплате расходов.
Инструментами казначейской системы исполнения бюджета являются:
- установление лимитов бюджетных обязательств;
- финансовые и бюджетные лимиты;
- применение бюджетный ассигнований.
Функции, исполняемые казначейскими системами:
- Кассовое выполнение бюджета в части расходов и доходов.
- Управление наличным денежным обращением
- Управление системой единого счета
- Управление системой государственного долга.
Различные государства применяют разные модели бюджетного исполнения. В Великобритании и США казначейство и Министерство финансов являются единым организмом, наделенным широчайшими полномочиями. Такую роль казначейства в исполнении бюджета называют гиперактивной. Во Франции, Бразилии, Австралии, казначейства наделены многими полномочиями и выполняют множество функций. В Канаде, Италии и Германии функции казначейства более ограничены и сконцентрированы.
Отметим, что казначейства разных стран во многом выполняют похожие функции:
- предоставление через систему специально созданных и аккредитованных кредитных институтов, за счет бюджета долгосрочного кредитования предприятиям, что позволяет обеспечивать их поступательное и устойчивое развитие;
- активное кредитование внешнеторговых контрактов, что предоставляет возможность субъектам предпринимательства эффективно пользоваться инструментами международного бизнеса;
- интегрированная государственная финансово-информационная система;
- анализ выполнения бюджета с учетом программно-целевых методик;
- система взаимного и возмездного оказания услуг между казначейством и Центральным банком.
Повышение эффективности действия казначейской системы
Казначейства зарубежных государств используют несколько методов повышения эффективности и результативности своей деятельности:
- Во-первых, казначейские органы самостоятельно выпускают собственные ценные бумаги - казначейские обязательства со сроком погашения до 5 лет. Благодаря этому увеличивается приток более дешевых средств.
- Во-вторых, казначейство выдает гарантии бюджетополучателю, осуществляющему закупку для технического перевооружения или участвующему в строительстве как подрядчик.
- В-третьих, казначейские органы обеспечивают рефинансирование кредитования для банков, которые кредитуют экспортные операции, поддерживая тем самым отечественных экспортеров.
При рассмотрении функций бюджета и их взаимосвязи с ролью казначейства в бюджетных процессах, необходимо понимать, что основная функция бюджета связана с обеспечением материальной базы государства посредством аккумулирования денежных средств и последующего эффективного распределения разных задач социально-экономической сферы.
Для российской казначейской системы могут быть использованы следующие мероприятия по повышению эффективности прогнозирования:
- расширить работу с субъектами РФ при прогнозировании денежных потов по счетам субъектов;
- внедрить пилотное прогнозирование движения средств на уровне местных бюджетов;
- организовать работу с системой государственных внебюджетных фондов по прогнозированию движений по их счетам;
- разработать нормативно-правовые акты в области информатизации функций казначейства.
Для повышения ликвидности казначейской системы исполнения бюджета России необходимо:
- предоставлять бюджетные кредиты муниципальным образования по отлаженному механизму;
- проводить операции купли-продажи ценных бумаг с привлечением средств федерального бюджета;
- запускать механизмы таргетирования на ежедневной основе;
- разработать предложения по совершенствованию «кэш-менеджмента» в государственных секторах.
Описанные мероприятия позволят обеспечить неразрывность процесса исполнения бюджета на каждом уровне бюджетной системы России с процессом государственных закупок. Вместе с тем, это позволит контролировать и анализировать размещение государственных заказов, а также их исполнение.
Повышая эффективность и результативность казначейской системы, государство положительно повлияет на национальных предпринимателей. Характеристики прозрачности, иерархичности, упорядоченности, целенаправленности, свойственные казначейской системе, являются элементами современной бизнес-модели.
Переход казначейских органов к активной роли исполнения бюджета, включая ассигнования широкого функционала, отражает осуществляющиеся процессы реформирования бюджета и окончательный переход к программному бюджету.