Становление экономики информационного типа
В середине 20-го века произошла переориентация общественной деятельности на знание и информацию как ресурсы стратегического значения, а последующие процессы виртуализации и глобализации жизни общества привели к существенным переменам в большинстве общественных сфер (экономической, политической, социальной, производственной и др.).
Процессы по внедрению в производственную структуру информационных технологий, совершенствованию мировых информационно-коммуникационных систем, количественный рост высокотехнологичных товаров, т.е. инновационных, глобализация индустрии культуры следуют из перехода к экономике постиндустриального типа, к информационному обществу.
Под информационным обществом понимается новый этап развития общества, при котором информационная сфера экономики играет решающую роль в развитии мирового сообщества и отдельных стран.
Информационное развитие неотделимо от развития научной сферы, наращивания инновационного потенциала. Инновационная деятельность в большинстве стран в большинстве случаев не отвечает ожиданиям, которые связаны с формированием информационной экономики, обеспечением устойчивого роста, увеличением уровня конкурентоспособности товаров и услуг, а также качества жизни общества. Во многих случаях бизнес воспринимает нововведения технологического характера на низком уровне.
Глобальные процессы информатизации общества, быстрый темп развития информационной техники и информационных технологий, повышение общественных потребностей в информационных товарах и услугах, становление глобальных информационно-коммуникационных систем приводят к развитию нового экономического сектора – информационная экономика.
Под информационной экономикой следует понимать новый экономический сектор, который включает производство информационных средств, производство информационных товаров и услуг, а также информационный рынок.
Информационная экономика на современном этапе развития включает следующие основные компоненты:
- Производство информационной техники, в т.ч. средств связи и передачи информации;
- Производство продуктов информационного типа, к которым можно отнести базы данных и знаний, мультимедийные продукты, информационные технологии;
- Предоставление пользователям информационных услуг.
Этапы развития информационной экономики
Становление информационной экономики проходит в несколько этапов:
Первый этап - вовлечение информационных технологий в производственные процессы. Для данного этапа характерно распространение новых информационных технологий в области связи и техники, однако, нельзя отметить их преобладание. Информационное производство и производство информационных технологий имеет незначительную долю в экономике государства. Также незначительно и число занятых в этой сфере. Система коммуникаций слабо развита, поэтому большую роль играет географический фактор. Не автоматизированы операции в органах государственной власти. На данном этапе государство осуществляет активную политику в области информационных технологий, при этом существуют и сдерживающие факторы, такие как: отсутствие необходимой инфраструктуры для развития в обществе информационной культуры.
На втором этапе массово внедряются информационные технологии и преобладают стандартизированные системы. Информационная структура достаточно сформирована, а вся деятельность государства направлена на создание и внедрение стандартизированных ИС. Повышается доля информационного сектора в экономической системе, в себестоимости товаров растут затраты на информацию. Также повышается количество работников в информационной сфере, возникают потребности в высококвалифицированных кадрах наряду со снижением потребности в работниках с низкой квалификацией. Для данного этапа характерно возникновение угрозы большей разницы в информационных уровнях центров и периферии.
Особенностью третьего этапа является превышение производительности сферы информационных технологий над другими. Большое значение придается информационным технологиям. Увеличивается доля сектора информации в экономике, а также число в ней занятых, которое составляет более половины трудоспособного населения. Большинство транзакций осуществляются в электронном виде, что снижает актуальность вопросов географического расположения. Образуется электронное правительство.
На четвертом этапе осуществляется переход к преобладающему информационному производству. Фундаментальные науки начинают играть наиболее значимую роль. Экономика характеризуется преобладанием информационного сектора, наукоемкостью производимой продукции. Подавляющим становится число работников информационной сферы, большая часть которых специализируется на удаленной работе. Электронное правительство приобретает всеобъемлющие масштабы.
Для современного мира характерно приближение наиболее развитых стран к четвертому этапу, что влечет за собой некоторые проблемы, связанные с вмешательством в личную жизнь граждан, интернет-преступностью, возможностью воздействия с помощью информационных технологий на большие массы людей.
Особенности информационной экономики
Информационная экономика обладает рядом особенностей:
- Наукоемкость информационного производства, информационных продуктов и услуг. Качество таких продуктов и их конкурентоспособность напрямую зависят от уровня развития технологий в той или иной стране, а также от развития и использования инновационных технологий.
- Важнейшим фактором, влияющим на ускоренное развитие других областей (промышленность, строительство, транспорт, добывающие отрасли), являются продукты экономики информационного типа.
- Исключительно высокая динамичность перемены моделей продуктов отличает информационную экономику.
- Многие информационные продукты имеют двойное назначение: для гражданских и военных целей.