Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Признаки и структура олигополии

Особенности конкуренции в рыночных отношениях

Одной из наиболее совершенных моделей экономических отношений считается рыночная модель. В отличие от плановой и традиционной она более гибко реагирует на любые изменения в обществе. Основываясь на законах рынка, такая модель экономики в конечном итоге выходит на определенный уровень саморегуляции процессов, практически полностью исключая регулирующую роль государства.

Чтобы экономику можно было назвать рыночной, необходимо, чтобы она соответствовала следующим условиям:

  • Предприниматель может самостоятельно выбирать свой род деятельности, устанавливать цены и объемы выпуска продукции.
  • Покупатель независим в своем выборе. Выбор продукции заключается в оценке полезности для конкретного индивида.
  • Взаимодействие между производителями, сбытовыми и коммерческими компаниями происходит на основании конкурентной борьбы.
Замечание 1

Конкуренция представляет собой стремление субъекта к получению большей выгоды и доходов под влиянием факторов рынка и конкурирующих фирм.

Как правило, конкуренция возникает при производстве однородных продуктов или услуг. Под ними понимаются различные по структуре и свойствам, но схожие по функциям сервисы или товары, которые могут быть коммерчески взаимозаменяемы.

Конкурентная борьба ведет к развитию рынка, способствуя научно – техническому прогрессу, внедрению инновационных и нестандартных предпринимательских решений. В то же время, конкуренция помогает избавить рынок от слаборазвитых, малодоходных видов деятельности. То есть, она выполняет роль естественного регулятора рынка. Она может быть совершенной и несовершенной.

Совершенная конкуренция является идеальной моделью рынка, где все субъекты имеют свою нишу, доход и мало влияют друг на друга и на изменение цен. Продавцы и покупатели довольствуются ценами и объемами продаж, соответствующими равновесному состоянию спроса и предложения.

«Признаки и структура олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Несовершенная конкуренция имеет несколько видов, при этом характеризуется определенным перекосом рыночных сил в пользу одного или нескольких продавцов. Сюда относят монополии, олигополии, рынок монополистической конкуренции. Так же можно выделить монопсонию – рынок, где существует одни покупатель, и олигопсонию, где покупателей несколько.

Определение олигополии, ее признаки

Конкуренция определяет структуру рынка, характерную для того или иного вида производства. Существуют сферы деятельности, требующие больших затрат и вложений, на развитие бизнеса. Производственный процесс формируется на основе использования высоких технологий и сложных технологических и технических процессов, поэтому на таком рынке может действовать от двух до десятка компаний, создающих схожий по характеристикам и функциональности продукт.

Замечание 2

Олигополия представляет собой конкуренцию нескольких фирм. Иногда олигополией могут называть действующие крупные предприятия, на чью долю приходится большая часть рынка.

Основными признаками этого рынка являются:

  1. Присутствие на рынке нескольких хозяйствующих субъектов. Для олигополии их количество колеблется от 2 до 24 компаний.
  2. Продукция может быть однородной (самолетостроение, продажа сырья и полуфабрикатов). Возможет выпуск дифференцированной продукции, например, моющих средств, стирального порошка. В зависимости от свойств производимых товаров олигополию могут называть чистой или дифференцированной.
  3. Ценообразование производится самостоятельно каждым субъектом. Однако, изменения цен одного предприятия оказывают прямое влияние на другие компании в условиях олигополии. Пороговые значения цен обычно определяются негласным договором между олигополистами.
  4. Трудоемкость отрасли приводит к формированию высоких барьеров входа на рынок. Создание эффективной конкурирующей компании в условиях олигополии требует больших материальных затрат. Кроме того, высокотехнологичное производство обычно требует государственной аккредитации, получения лицензий и патентов, что так же ведет к дополнительным расходам денег и времени. Действующие компании могут договориться между собой и установить такие объем выпуска и уровень цен, которые не позволят новой компании выйти на рынок.
  5. Нецелесообразность ценовой конкуренции приводит к тому, что фирмам приходится изыскивать нестандартные решения развития, которые ведут к всеобщему прогрессу в отрасли.

Основным признаком олигополии является тот факт, что компании оказывают непосредственное влияние друг на друга. Любые ценовые, производственные, маркетинговые изменения тут же влекут изменения у других фирм – олигополистов. Происходит перераспределение сил, долей рынка, инвестиционных финансовых потоков и инновационных преимуществ.

Структура олигополии

Рыночная структура олигополии формируется под влиянием естественной силы конкуренции. Слабые компании, не способные выживать на рынке, постепенно становятся банкротами. Это может произойти по причине неэффективного предпринимательского управления, а так же в ходе активных действий конкурентов, направленных на захват большей доли рынка. Иногда несколько предприятий могут объединять усилия, чтобы вытеснить с рынка определенный хозяйствующий субъект. Обычно такие действия приводят к поглощению проигравшей компании путем выкупа контрольного пакета акций, либо полного приобретения разорившейся фирмы. Сама пострадавшая компания может согласиться на слияние, либо продолжать экономическую войну, в которой скорее всего проиграет.

Постепенное выделение крупных предприятий, способных поглощать другие объекты предпринимательства, приводит к формированию олигополии и перераспределению сил на рынке. Создание рыночной структуры, где все игроки взаимосвязаны друг с другом, делает ценовую конкуренцию неэффективной. Изменение цен может привести к полному истощению всех участников рынка.

Другой силой, действующей на структуру олигополии, является масштабирование бизнеса. Так как, олигополистическая деятельность является ресурсно и финансово затратной, то ее окупаемость может достигаться только при условии больших объемов сбыта. Олигополии в ходе саморегуляции приводят к тому, что участники рынка начинают более рационально и эффективно использовать ресурсы. Все это в совокупности усложняет вход на рынок новых игроков.

Замечание 3

Олигополии являются одной из самых распространенных рыночных структур, которые существуют в экономиках разных стран. Как правило, они формируются в отраслях тяжелой промышленности, самолето- и кораблестроения, химической промышленности, автомобилестроении и других.

Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot