Виды рыночных структур
Постепенное развитие общества привело к появлению рыночной модели экономики. На данный момент это самая широко распространенная модель экономических отношений в мире. Ее отличительным особенностями является свобода производителей и покупателей. Первые имею право выбора рода деятельности, формы хозяйствующего субъекта, принципа расходования заработанных средств. Вторые обладают покупательским выбором и оценивают экономическое благо с точки зрения его предельной полезности. Из-за того, что субъекты рынка действуют независимо между ними возникает конкуренция.
Конкуренция – это специфическое взаимодействие между предпринимателями, направленное на получение более выгодных условий и максимизацию прибыли.
В экономической теории рассматривается идеальный рынок совершенной конкуренции. Его отличительной чертой является минимальное влияние субъектов экономики на установление цены и объемов сбыта. Равновесие рынка достигается путем установления баланса за счет действия спроса и предложения.
Несовершенная конкуренция более приближена к жизни. Ее отличает наличие перекоса в сторону предложения, либо в сторону спроса. Такая конкуренция порождает несколько видов рыночных структур, которые можно встретить в реальных условиях. Среди них можно выделить:
- рынки одного производителя или монополии;
- рынки нескольких производителей или олигополии;
- рынки одного покупателя или монопсонии;
- рынки нескольких покупателей или олигопсонии;
- рынки монополистической конкуренции.
Последний вид рынка наиболее широко распространен. Он представляет собой множество производителей, создающих дифференцированные экономические блага и борющихся за свою долю рынка.
Конкуренция является движущей силой экономики. Она влияет на большинство процессов внутри системы. Так, конкуренция способствует оптимизации использования ресурсов и полуфабрикатов, ведет к усложнению технических средств и технологических процессов на производстве. Она создает условия для перераспределения финансовых потоков между отраслями, ликвидирует слабые предприятия. Конкуренция способствует развитию научно – технического прогресса, и экономики в целом.
Понятие олигополии. Отличительные черты
Олигополия достаточно часто встречается в определенных отраслях народного хозяйства. Она представляет собой рынок, где предложение сосредоточено в руках нескольких крупных компаний. При этом не исключается работа более мелких продавцов, выпускающих однородную продукцию. Олигополией называется рынок, где более пятидесяти процентов предложения делят между собой несколько крупных хозяйствующих субъектов.
Такой тип рыночной структуры характерен для отраслей, требующих больших финансовых и ресурсных вложений. Как правило, участники олигополии имеют государственные разрешения на осуществление своей деятельности. Они используют сложные технологии, часто само производство является высокотехнологичным.
Примером олигополии могут послужить компании «Боинг» и «Аэробус», производящие большую часть самолетов, используемых в мире. Олигополии часто встречаются в добывающей промышленности, цветной и черной металлургии, химической промышленности. «Рынок нескольких» существует в судостроении, автомобилестроении, химической промышленности, в отрасли, производящей бытовую технику и так далее.
Особенности олигополии вытекают из ее структуры. Рассмотрим основные из них:
- Рынок поделен между несколькими предприятиями (от 2 до 24).
- В зависимости от отрасли производится однородная продукция или дифференцированная.
- Участники оказывают непосредственное влияние друг на друга, принимая экономические решения.
- На рынок очень сложно войти новым предприятиям.
- Существует возможность негласной договоренности между участниками.
- Высокие затраты покрываются за счет масштабности бизнеса.
Олигополисты имеют право действовать независимо. Они сами определяют объемы выпуска и цену на свою продукцию. Но конечная цена реализации и реальный объем продаж формируются под воздействием поведения конкурентов.
Если участники олигополии не действуют сообща, то такой вид отношений называется несогласованной или некооперированной олигополией. Однако, на рынке могут возникнуть ситуации, которые естественным путем заставят компании действовать согласовано.
Олигополисты могут договариваться между собой с целью получения большего дохода. Такие договорные отношения в настоящее время запрещены и преследуются антимонопольными ведомствами. Однако, между компаниям может существовать негласный договор о ценах, объемах продаж и долях рынка сбыта. Такие отношения позволяют сохранять относительное равновесие рынка в долгосрочной перспективе, хотя сама по себе структура олигополии такое равновесие исключает.
Методы олигополии
Особенности олигополии приводят к тому, что ценовая конкуренция здесь не приносит желаемых результатов. Изменения цены могут пройти относительно безболезненно для участников рынка, если они сумеют договориться между собой. Однако, любой предприниматель, даже имея ограничения в виде действий конкурентов, всегда стремится к получению большего дохода и захвату большей доли спроса.
Компании могут применять различные методы для максимизации своей прибыли в условиях олигополии. Рассмотрим некоторые из них:
- В случае кооперированной олигополии или картеля участники могут увеличить доход. Сначала оценивается рынок и цена, которую будут платить покупатели. Затем определяется объем продаж и он делится между участниками картеля. Однако, в таких объединениях всегда присутствуют более мощные соперники, чьи средние издержки выше, чем у их конкурентов. Они будут стремиться к еще большему повышению цен, чтобы окупить свои расходы. Малые предприятия в такой ситуации могут проиграть.
- Если на рынке присутствуют несколько крупных компаний, то они могут независимо друг от друга поднимать цены. Тогда другим участникам рынка придется подстраиваться под их правила.
- Метод гибридной максимизации прибыли заключается в использовании договорных и независимых действий олигополистов. Такой подход может реализовываться через параллельное сохранение прежних позиций. Каждый конкурент оценивает реакцию на планируемые изменения и остается в тех же рамках, в каких действовал прежде.
Либо олигополисты сообща устанавливают цены, исходя из уровня средних издержек плюс маржа, которая в итоге и формирует среднюю цену на рынке. В зависимости от снижения или увеличения объемов продаж изменяется маржинальная часть цены.