Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кривая спроса олигополии

Виды рыночных структур

Модель рыночной экономики является самой адаптированной к современным запросам общества многих стран. Она может гибко реагировать на любые политические, экономические, финансовые и другие глобальные изменения в мире. Рыночная экономика базируется прежде всего на свободе предпринимательства и независимости потребительского выбора. Владельцы предприятий имеет право выбирать свой род деятельности, а так же распоряжаться полученными доходами по своему усмотрению. Покупатель обладает выбором и совершает покупку, если продукция или услуга обладает предельной полезностью. Свобода рыночных взаимоотношений порождает такое явление, как конкуренция.

Определение 1

Конкуренция представляет собой специфический вид борьбы между предпринимателями за более выгодные условия бизнеса, и как следствие, более высокие доходы.

Замечание 1

Под воздействием конкуренции в различных отраслях народного хозяйства формируются определенные рыночные структуры.

Выделяют совершенную конкуренцию, которая создает идеальные рыночные условия, где ни продавцы, ни покупатели не оказывают сильного воздействия на изменения цен и объемов продаж, но своим поведением уравновешивают спрос и предложение.

Более приближенной к реальности является несовершенная конкуренция. Здесь наблюдается перекос в сторону предложения, либо в сторону спроса. Среди видов рыночных структур, формируемых несовершенной конкуренцией можно выделить:

  • Монопсонии и олигопсонии, где правила рынка устанавливает один или несколько покупателей.
  • Монополии и олигополии, где один или несколько продавцов контролируют предложение.
  • Рынок монополистической конкуренции, для которого характерно присутствие множества продавцов, борющихся за долю рынка.

Последняя структура является наиболее приближенной к совершенной конкуренции и присутствует в экономиках большинства стран, использующих рыночную модель отношений. Конкуренция выполняет ряд функций, направленных на саморегуляцию рынка. Она не допускает образования монополий, способствует рационализации производства и использования ресурсов, воздействует на научно – технический прогресс.

«Кривая спроса олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Отличительные признаки олигополии

Одним из часто встречающихся видов рыночных структур является олигополия. Она представляет собой сегмент рынка, где контроль над предложением находится в руках нескольких предприятий.

Обычно олигополии возникают в отраслях, где производство требует крупных финансовых, ресурсных и трудовых затрат. Такой вид рыночных отношений характерен для тяжелой промышленности, черной и цветной металлургии, судостроения, самолетостроения, производства автомобилей, химической промышленности и так далее. Надо понимать, что олигополия не исключает присутствие малых предприятий, производящих однородный продукт с крупными компаниями. Однако, рынок становится олигополистическим, если более 50% продаж совершаются несколькими предприятиями.

Характерными чертами олигополии, отличающими ее от других структур и формирующими ее особенности можно назвать:

  • Предложение сосредоточено в руках от двух до пары десятков производителей.
  • В отличие от монополии и монополистической конкуренции, здесь может производится однородный и дифференцированный товар. При анализе дифференцированной олигополии для удобства группу, производимых товаров, принимают за однородный продукт.
  • Снижение средних издержек возможно лишь при большом масштабе производства.
  • Олигополисты оказывают непосредственное влияние на экономические процессы друг друга и отрасли в целом.
  • Существует возможность сговора между компаниями.

Важно понимать, что любые изменения в политике одной фирмы, приведут к общему сдвигу во всей олигополии. Конкуренты всегда имеют выбор следовать начатым изменениям или нет, но в конечном итоге, любые колебания приводят к пересмотру всей структуры деятельности. Так, снижение или увеличение цен, либо объемов продаж может привести к перераспределению долей рынка, перетоку инвестиционных вложений, скачку в инновационном развитии отрасли.

Замечание 2

Еще одной особенностью олигополии являются высокие барьеры входа на рынок. Связанно это прежде всего с масштабностью действующих производств, а так же огромными расходами, которые требует вхождение в олигополию. Чтобы не пустить новичка, олигополисты могут снизить цены до уровня его средних издержек, тем самым вынудив конкурента отказаться от выхода на рынок.

Кривая спроса олигополии

В начале двадцатого века ученые – экономисты обратили внимание на следующий феномен. В условиях олигополии цены сохранялись стабильными несколько десятилетий, хотя при этом изменялся спрос и совокупные производственные издержки. Чтобы прояснить этот вопрос ученые рассмотрели модель, где один участник олигополии изменяет цену, другие участники могут последовать его примеру, либо проигнорировать. Рассмотрим данную ситуацию на рисунке приведенном ниже.

Кривая спроса олигополии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кривая спроса олигополии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предположим, что олигополист вышел на равновесие спроса и цены в точке $E$. При этом предприятие не рискует. Прямая $DD_1$ показывает неэластичность спроса. Олигополист рискует только в случае, если изменение цены принесет ему ощутимую выгоду.

При снижении цены, скорее всего конкуренты отреагируют и не дадут захватить большую долю рынка. Повышение цены так же вряд ли возможно, так как этот шаг даст преимущества конкурентам.

На рисунке снижение цены отразится в больше угле наклона $DD_1$. Если олигополист решится поднять цену, то его объем продаж сдвинется к точке $H$, тогда спрос станет более эластичным и будет выражаться $HED_1$. То есть, отрезок $HE$ показывает ситуацию, когда конкуренты игнорируют изменение цен, а $ED_1$, ситуацию, когда они следуют за первой компанией.

Здесь и возникает ломаная спроса олигополии. До цены $E$ спрос эластичен, ниже нее – нет. Линия $MR$ показывает изменения предельно возможного дохода при колебании цен. Она выглядит, как и ломаная спроса. По причине резкого перехода от эластичного спроса к неэластичному возникает разрыв в доходах $LS$. То есть, доход компании показывает линия $HLSK$.

Всегда важно помнить, что величина издержек не должна превышать предполагаемого дохода, на рисунке $MC_1$. Если производственные расходы возрастут, то $MC_1$ сдвинется в позицию $MC_2$, но цена останется прежней. Олигополист сможет поменять цену только в том случае, когда $MC_3$ пересечется с $MR$, оказавшись левее точки $E$. Если затраты или спрос изменяются незначительно, то олигополисту нет смысла менять цену.

Рассмотрев эту модель, мы можем сделать выводы, поясняющие стабильности цен в олигополии. Схема показывает, что любые изменения цен приведут только к ухудшению позиции компании. Либо снизится объем продаж, либо начнутся ценовые войны. Кроме того, ломанная дохода показывает, что даже значительные изменения издержек в определенных пределах не окажут влияния на объем сбыта и цены.

Получается, что при отсутствии сговора о ценах в олигополии все равно сохраняется относительное равновесие цен.

Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot