Сущность государственного бюджета
Государственный бюджет – это план финансовых доходов и расходов, составленный и готовый к исполнению на следующий финансовый год.
В России за разработку и утверждение бюджета страны отвечает Федеральное собрание, рассматривающее бюджет в нескольких чтениях. Бюджет государства имеет силу закона, и является обязательным к исполнению. Ответственным за его исполнение органом является Федеральное казначейство. Оно осуществляет распределение средств бюджета, кассовые операции между бюджетами. В его обязанности входит открытие и закрытие счетов, присвоение им соответствующих режимов. Исполнением бюджета на местах занимаются соответствующие организации.
Бюджет России состоит из трех уровней, каждый из которых формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Часть средств мобилизуется во внебюджетных фондах, имеющих независимость от центрального федерального бюджета, однако, за государством сохраняется право управления средствами внебюджетных фондов.
Доходы бюджета складываются преимущественно из налоговых поступлений. К неналоговым доходам относят проценты по займам, выданным государством, доходы от государственных ценных бумаг, доходы от эксплуатации государственного имущества и так далее. Расходы бюджета связаны с обеспечением работы государственного аппарата управления, поддержанием обороноспособности страны. Часть расходов идет на социальные и экономические нужды общества. В зависимости от соотношения доходов и расходов в бюджете он может быть:
- Профицитным;
- Дефицитным.
Бюджет государства является основой финансовой системы страны. Осуществляя бюджетный процесс государство получает возможность управлять финансовыми и экономическими процессами в стране. Кроме того, бюджет позволяет органам власти работать и осуществлять свои прямые обязанности.
Разработка бюджета государства
С экономической точки зрения бюджет представляет собой форму образования и применения денежных средств страны. Через него происходит перераспределение национального дохода, внутреннего валового продукта. благодаря нему формируются финансовые ресурсы для экономического роста, реализации решений в рамка социальной политики. Бюджет помогает укрепить обороноспособность страны. Россия имеет право на самостоятельное формирование и распоряжение финансовыми средствами согласно Конституции РФ.
Разработкой бюджета в стране занимается Правительство РФ. На более низких уровнях планирование осуществляется органами управления территориальными и местными образованиями. Послание Президента в Федеральному Собранию является сигналом к разработке нового законопроекта бюджета. Сам Президент в своем послании формирует основные цели и задачи бюджетной политики на предстоящий год.
Утверждение проекта так же осуществляется Правительством РФ. Прежде всего, законопроект выносится на обсуждение в Государственную думу, которая в течении трех дней перенаправляет его в Совет Федерации. Заключение по бюджету выносит Счетная палата РФ.
Утверждение проекта бюджета осуществляется в трех чтениях. Сначала рассматриваются и утверждаются общие положения, например, размер доходов от нефтегазовой реализации, вопросы дефицита, расходов. Здесь же утверждается общая концепция бюджета, рассматривается объем прогнозируемого совокупного дохода на будущий год. В первом чтении обсуждается прогноз развития социальной и экономической жизни страны. Стоит отметить, что Государственная Дума не имеет права изменять доходы и дефицит бюджета. Такое возможно в случае предоставления Думе разрешения от Правительства страны.
Если проект бюджета не принимается в первом чтении, то далее выполняются следующие действия:
- Передача проекта в согласительную комиссию, состоящую из представителей главных властных органов страны. В течение 10 дней они должны прийти к консенсусу.
- Возврат проекта в Правительство, которое в течение 20 дней обязано его доработать и снова предоставить на рассмотрение в Государственную Думу.
Во втором чтении принимаются федеральные законы, затрагивающие бюджет. В третьем чтении рассматриваются и утверждаются расходы бюджета по статьям.
Бюджет государства на 3 года
В настоящее время бюджет страны разрабатывается на следующий календарный год плюс два плановых года. В России планируется, что бюджет с 2020 по 2022 год будет профицитным. Специалисты показали, что в 2020 год профицит составит 0,8% от валового продукта, в 2021 году – 0,5%, в 2022 году – 0,2%. Расчет бюджета происходил исходя из процента инфляции. Кроме того, был учтен экономический рост.
Все сверхдоходы, получаемые от продажи энергоресурсов, направляются в Фонд национального благосостояния. Ожидается, что при пересечении фондом планки в 7% валового продукта, его средства начнут использоваться для активных инвестиций в экономику. Особое внимание уделяется финансированию национальных проектов.
Принятый бюджетный план на ближайшие три года стал естественным продолжением действующей бюджетной политики страны.
Одной из важнейших характеристик бюджета является его прозрачность. По этому показателю Россия занимает пятнадцатое место в мире в рейтинге по итогам 2017 года. Считается, что правительство страны предоставляет полную информацию о законопроекте бюджета, а также его положениях. Однако, у общественности практически нет инструментов участия в процессе разработки и реализации бюджета.
Журналистские расследования показали, что часть бюджетных средств остается засекреченной, а в бюджете на 2020 год скрыто более 17% всех расходов страны.
Отдельную статью доходов и расходов российского бюджета составляют внебюджетные фонды. Несмотря на то, что их средства не зависят от федерального бюджета, они входят в общий состав бюджетной системы страны и влияют на ее состояние. Средства внебюджетных фондов идут на решение социальных и экономических задач.