Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов страны, запланированных на будущий календарный год.
Исполнение бюджета начинается с 1 января наступающего года. Бюджетные средства формируются преимущественно из налоговых платежей, таможенных пошлин, иных обязательных платежей, совершаемых субъектами страны. Так же к доходам могут относиться иностранные инвестиции, проценты по займам, выданным государством ранее, доходы от государственных ценных бумаг. Расходы планируются на следующий календарный год уполномоченными органами власти. Прежде всего, за счет государственного бюджета осуществляется функционирование аппарата власти. Так же реализуются социальные и экономические программы, направленные на рост экономики, улучшение качества жизни населения. Бюджетные средства применяются для обеспечения обороны страны, предоставления доступа к общественным товарам и услугам.
В России бюджет государства имеет три уровня:
- Федеральный.
- Региональный.
- Местный.
С помощью бюджета государственная власть может воздействовать на экономические процессы. Пополнение бюджетов разных уровней осуществляется за счет налогов местного и регионального значения, а также за счет субсидий от других уровней бюджета.
Бюджетный процесс или процесс создания, планирования, внедрения, исполнения и контроля бюджета осуществляется Федеральным собранием, Федеральным казначейством и их представительствами на местах. Казначейство имеет исключительное право открывать и закрывать счета государственного бюджета. Разработка бюджета осуществляется с соблюдением принципа баланса доходов и расходов. На практике, он бывает профицитным и дефицитным в зависимости от преобладания той или иной статьи.
Функции бюджета государства
Бюджетная система государства является основой финансовой стабильности страны. Он утверждается законодательными органами власти, поэтому имеет силу закона. ПО сути, это централизованный фонд денег и финансовых инструментов, с помощью которого осуществляется оплат потребностей общества и аппарата власти. В развитых странах через бюджет государства проходит до 40% внутреннего валового продукта.
В бюджете страны накапливаются средства, поступающие от реального сектора экономики и домашних хозяйств. Он осуществляет следующие функции:
- Распределение совокупного общественного дохода.
- Регулирование и стимулирование экономики.
- Обеспечение социальной политики государства.
- 4.Контроль над целесообразностью использования централизованных средств.
Основная задача госбюджета – это распределение денежной массы и финансовых средств согласно заранее установленному плану. Средства идут на обеспечение приоритетных направлений в реальном секторе, а также на поддержания тех отраслей экономики, которые не приносят существенной коммерческой выгоды. К ним относят предприятия, создающие общественные услуги, такие как медицина, культура, образование, наука.
Бюджет отражает отношения, складывающиеся между государством, предприятиями и домашними хозяйствами в части обязательной уплаты налогов и иных платежей. В свою очередь государство может предоставлять субсидии, социальные выплаты, трансферты и иные виды поддержки своих граждан и бизнеса.
Внебюджетные фонды формируются по принципу бюджета. Однако, их средства применяются для конкретных целей. Органы финансового контроля отслеживают целесообразность и направленность применения средств. Одним из внебюджетных фондов является фонд социального страхования, производящий выплаты в пользу индивидов по разным причинам не способных выполнять свои трудовые обязанности.
Принципы формирования бюджета государства
Становление бюджетной системы началось со времен появления государственности. В ходе развития и совершенствования налогово-бюджетной структуры сложилось несколько принципов разработки бюджета. К ним относят:
- Принцип полноты.
- Принцип единства.
- Принцип правдивости.
- Принцип гласности.
Полнота бюджета требует отражения всей совокупности доходов и расходов. Различают бюджет брутто, который включает в себя все валовые расходы и доходы. Бюджет нетто отражает только чистые показатели по расходам и доходам. Следующий принцип единства бюджета заключается в единообразии действий при его разработке. Элементы бюджета должны быть сопоставимы друг с другом и не противоречить друг другу. Для этих целей используется единая бюджетная классификация, в соответствии с которой доходы и расходы группируются по отдельным статьям. Наиболее традиционной группировкой является разделение на административную, отраслевую, экономическую и смешанную формы.
Все суммы, включенные в бюджет, должны быть обоснованы и реальны. При разработке бюджета осуществляется публичное обсуждение, заканчивающееся публичным утверждением законодательным органом власти.
Бюджет государства может иметь различные формы, которые зависят от государственного устройства и модели экономического развития. Первое влияет на отношение в величинах государственного бюджета. Модель хозяйствования определяет принципы распределения финансовых средств между отдельными подсистемами экономики. Основой любой бюджетной системы являются налоги, являющиеся обязательными для населения. В России средства поступают за счет налога на прибыль, акцизных платежей, налога с продаж, налога на доходы домашних хозяйств и так далее. Так же средства могут поступать от использования государственного имущества, применения фондовых инструментов государства на фондовых биржах. Доходы могут поступать в виде иностранных кредитов, а также процентов за пользования национальными деньгами иностранными государствами.
Таким образом, формирование бюджета должно отвечать принципам гласности, целостности, правдивости и единства. Составление бюджета требует придерживаться баланса доходов и расходов, чтобы государство могло реализовать свои функции в будущем календарном году.