Сущность и особенности рынка
Рынок – это особенная система экономических отношений, которая поддерживает обмен между продавцами и покупателями на определенных условиях.
Отличительной особенностью рынка является свобода субъектов экономики. Каждый участник стремится к получению собственной выгоды:
- Производитель хочет увеличить прибыль.
- Покупатель получить пользу по доступной цене.
- Государство заинтересовано в создании благоприятных условий для реального сектора и домашних хозяйств, так как это способствует росту доходов бюджета.
Свобода агентов формирует борьбу между ними за более выгодные условия существования. То есть, продавцы борются за факторы производства и рынки сбыта, покупатели могут конкурировать за дефицитное благо. Государство, являясь участником международных отношений, заинтересовано в укреплении своего положения на мировом рынке. Количество независимых участников влияет на конкурентность рынка.
На рынке обычно действует несовершенная конкуренция, которая характеризуется асимметричностью информации. Каждый участник стремится монополизировать свою долю рынка, тем самым установив рыночную власть. В этом случае он сможет диктовать свои условия по цене и объему выпуска. Для поддержания справедливой конкуренции государством проводятся мероприятия по косвенному регулированию отношений через налогово-бюджетную и кредитно-денежные системы. Таким образом, государство оберегает экономику от провалов рынка, когда рыночный механизм неспособен выровнять текущее положение.
Функционально рынок решает следующие задачи: обеспечивает всех участников информацией, выступает посредником между продавцами и покупателями, влияет на установление равновесной цены. Через рыночный механизм осуществляется регулирование баланса, что позволяет устанавливать рыночные пропорции. Рынок стимулирует научно-технический прогресс и инновационную деятельность, координирует производителей, а также очищает экономику от нерентабельных предприятий.
Государственное регулирование рынка
Рыночная система предполагает ограниченную роль государства, однако, на практике все не так однозначно. В течение двадцатого века происходили изменения относительно роли государственного регулирования и самостоятельного функционирования рынка. Еще в тридцатых годах в связи с кризисными событиями ученые занялись вопросами цикличности экономики, а также исследованиями провалов рынка.
Считается, что рыночный механизм, который приводит к балансу предложение и спроса, способен к саморегулированию и выравниванию своего положения. Установление равновесия возможно далеко не всегда. Причинами провалом могут стать рыночная власть, недостаток информации или ее асимметрия, влияние внешних эффектов, неисключаемость общественных благ. Стоит отметить, что даже при нарушениях равновесия, экономические системы все равно стремятся к стабилизации, чтобы создать условия для роста и развития.
Источником провала обычно является снижение уровня справедливой конкуренции. Научно-технический прогресс так же может дать преимущества компаниям, которые в силу определенных обстоятельств завоевывают рыночную власть. Могут формироваться ситуации, при которых рыночная система не способна перераспределять ресурсы, учитывая издержки и выгоды. Механизм стабилизации уровня цен и полной занятости так же не является устойчивым, что ведет к провалам рынка.
Главным решением выхода из этой проблемы является государственное регулирование, которое может носить прямой и косвенный характер. Прямое вмешательство осуществляется в крайних случаях, когда требуется быстрое перераспределение ресурсов. Как правило, такое вмешательство ведет к дестабилизации нормального функционирования национальной экономики. Государство чаще всего косвенным путем влияет на деловую активность. Инструментами влияния являются налогово-бюджетные и кредитно-денежные методы. Они позволяют изменять количество денег в системе, что стимулирует или сдерживает деятельность экономических агентов.
Инструменты государственного регулирования: контроль над ценами, субсидии, дотации
Контроль над ценами подразумевает ограничение, вводимое государством, на цены определенных товаров и услуг. Целью применения мер становится стремление поддержать доступность определенных групп продуктов для большинства населения. Причиной может стать стремление властей предотвратить манипулирование ценами в период дефицита. Так же этот инструмент позволяет замедлить инфляцию. В случае роста безработицы изменение цен помогает сформировать доход для поставщиков или удержать минимальную заработную плату.
Государство может установить максимальную или минимальную цену. Экономисты полагают, что в условиях рыночной экономики такая мера является крайней, и в обычное время нежелательной.
Субсидии представляют собой выплаты, которые предоставляются за счет местного или государственного бюджета. Они могут выплачиваться из специальных фондов, которые самостоятельно создаются физическими или юридическими лицами. Субсидия может быть межбюджетным трансфертом, который позволяет софинансировать определенный уровень бюджета. Так же это выплата из бюджета с целью оказания социальной поддержки. Субсидии отличаются безвозмездностью, целевым характером, возможно долевое софинансирование. Косвенные выплаты проводятся за счет налогово-бюджетной или кредитно-денежной политики.
Дотации от государства представляют собой трансферты безвозмездного характера. Они выделяются из государственных или местных бюджетов. Могут быть в форме дополнительных выплат сотруднику в пределах трудового договора. Они призваны компенсировать убытки. Например, предоставление государственных дотаций предприятиям позволяет спасти их от банкротства, либо поддержать определенную отрасль. Дотации несут отрицательное влияние, формируя дефицит бюджета. Часто его возмещают за счет дополнительной эмиссии, что ведет к росту цен, то есть формирует инфляцию.