Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики – это мероприятия, реализуемые государственной властью для внесения корректировок в работу национального хозяйства.
Рыночная экономика ограничивает роль государственного вмешательства. Считается, что рыночный механизм может выравнивать положение системы самостоятельно через установление баланса между спросом и предложением. Однако, исследования факторов, влияющих на экономику, показали, что рыночных механизм не всегда способен стабилизировать экономику. В некоторых случаях необходимо вмешательство внешних сил.
Ограниченность государственного регулирующего воздействия заключается в косвенной природе влияния. К числу инструментов такого влияния относятся:
- Контроль над распределением расходов.
- Внешнеторговое регулирование.
- Монетарную и фискальную политику.
Основными механизмами воздействия на экономические процессы выступают бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. Оба инструмента стимулируют или сдерживают деловую активность, что распространяется на работу национального хозяйства в целом. Методы регулирования могут быть прямыми и косвенными. Прямые подразумевают непосредственное административное воздействие на субъекты, объекты и явления экономики. Сюда же относят регулирование внешнеэкономических отношений. Формами регулирования являются целевые государственные программ, прогнозирование и моделирование ситуаций.
Причинами государственного регулирования называют наличие государственного и частного производства, наличие вероятности возникновения отрицательных эффектов внутри рынка, влияние научно-технического прогресса, монополизацию некоторых отраслей, международную конкуренцию. Рынок не способен обеспечить все слои населения доходом и прибылью. Его функционирование является причиной социальных конфликтов. Со стороны государства обеспечивается некоторая социально-экономическая справедливость, поэтому функционирование механизмов властного регулирования является необходимым элементом управления страной.
Государственное регулирование в Европе и США
США позиционирует себя как страну демократических свобод, где бизнес наделен независимостью и может действовать в собственных интересах. По факту на него влияют сложные, установленные государствам правила, которым необходимо подчиняться. Ежегодно власть издает новые законы, которые вносят корректировки в работу экономической системы. Кроме того, государство берет на себя роль регулятора предпринимательской деятельности.
В целом государство использует практику невмешательства в экономику. Но предприниматели имеют возможность обратиться к власти. Государственное регулирование делится на две категории:
- Экономическое.
- Общественное.
Регулирующее воздействие разрабатывалось для защиты интересов частной собственности. Общественное регулирование не всегда преследует экономические цели. Оно так же поддерживает безопасность труда и экологию, обеспечивает защиту общества от вредного воздействия предприятий.
После Второй мировой войны в Европе стал складываться государственно-монополистический капитализм. Экономика стала развиваться под влиянием органов власти. В этом случае государство отвечает за стабильность функционирования налоговой и бюджетной политики, а так же обеспечивает работу банковской системы, обеспечивает решение социально-экономических вопросов за счет субсидирования. Государственная власть в ЕС регулирует кредитный рынок, распределяет доходы и формирует внешнеторговые отношения. Например, денежная политика осуществляется преимущественно центральными банками, поэтому подразумевается, что государство обеспечивает целостный контроль над денежной эмиссией.
Государственное регулирование в Китае
Проблема формирования новой модели государственного регулирования в Китае требует всестороннего теоретического и практического подхода. Регулирование во многом определяется институциональными особенностями китайской власти. Законодательная власть принадлежит собраниям народных представителей. Они принимают решения о ключевых назначениях, а так же утверждают социально-экономические программы развития страны, формируют план государственного бюджета. Председатель КНР наделен единоличным правом принятия решений. Так же он представляет страну в международном сообществе, утверждает законы, объявляет административно-правовой режим в стране.
К особенностям государственного регулирования экономики в Китае относят:
- Установление тесных глобальных связей. Открытие экономики страны в середине семидесятых позволило со временем занять важное место в мировой торговле. Сегодня на долю Китая приходится около 10% удовлетворения общего мирового спроса.
- Влияние китайских реформ на другие страны. Здесь отмечают такие направления деятельности как импорт биржевых товаров, инвестиции, объем конечной продукции.
- Влияние экономики Китая на глобальное хозяйство. Китай направляет капитал в мировую экономику, что изменяет взаимозависимость между предложением и спросом. Уровень и охват рынка за последнее время сильно изменился.
Достижение столь значимых результатов осуществилось благодаря эффективному и грамотному управлению экономикой. В КНР все процессы подчинены государственной власти. Но здесь смогли установить баланс между командно-административными методами и экономической открытостью, что позволило достичь высоких показателей работы национального хозяйства. В развитии экономики Китая сейчас заинтересованы не только внутренние субъекты, но и иностранные инвесторы. Вкладываясь в китайскую экономику, они получают сверхприбыли. Кроме того, Китай вносит коррективы в конфигурацию мировой экономики.
Таким образом, грамотное сочетание инструментов командно-административного регулирования и рыночного механизма позволило Китаю в достаточно короткие сроки занять лидирующее положение в мире.