Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели эффективности работы фирмы

Все предметы / Экономика / Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели эффективности работы фирмы

Фирма как основной субъект рыночной экономики

Определение 1

Фирма – это независимый субъект экономики, который создается предпринимателем с целью регулярного извлечения дохода.

Фирма является основной структурной единицей рыночной экономики. Именно ею осуществляется создание благ, которые идут на сбыт с целью удовлетворить потребности покупателей. Компании обязаны выплачивать налоги в пользу государственного бюджета. Получается, что фирмы с одной стороны обеспечивают платежеспособный спрос, а с другой стороны приносят доход в казну страны, который идет на решение социально-экономических нужд. То есть роль фирм в экономике очень важна.

Фирмы классифицируют по следующим признакам:

  1. Вид хозяйственной деятельности.
  2. Характер совершаемых операций.
  3. Отраслевая принадлежность.
  4. Территориальному расположению.
  5. Степень концентрации производства.

Чаще всего классификация осуществляется по численности сотрудников и годовому обороту средств. Предприятия, относящиеся к категории малых, могут пользоваться льготами, предоставляемыми государством. В каждой стране устанавливаются свои критерии для их определения. Россия к малым предприятиям причисляет фирмы, численность сотрудников которых не превышает 100 человек, а годовой оборот - 800 миллионов рублей. Крупные же предприятия помимо очевидных преимуществ своих масштабов, имеют возможность участвовать в тендерах, получать льготы по налогообложению и так далее.

Рыночная экономика признает разнообразие форм собственности, личный интерес предпринимателя и его право самостоятельно определять вид деятельности. В результате появляется множество небольших фирм, занятых в разных сферах экономической активности.

Показатели эффективности работы фирмы

Оценка эффективности работы фирмы необходима для того, чтобы понимать основные тенденции, работает ли компания в плюс, либо появились первые признаки убыточности. Обычно на предприятиях создается годовой план, в соответствии с которым действуют руководители и все подразделения. В конце года проводится анализ отклонения планируемых показателей от фактических. Он позволяет выявить проблемные зоны, а также определить неиспользуемые резервы и мощности.

Готовые работы на аналогичную тему

Оценка эффективности особенно актуальна тогда, когда в фирме происходят серьезные изменения, например, расширение, изменение ассортимента, слияние, поглощение и другие глобальные преобразования. Эффективность анализируется с помощью перечня показателей, которые вырабатываются специалистами фирмы. Есть общие величины, приемлемые для анализа большинства фирм, но каждая компания имеет свои особенности работы, которые тоже необходимо учитывать. В ходе оценки обычно используются следующие методы:

  • Трендовый.
  • Структурный.
  • Сравнительный.
  • Факторный.

Трендовый метод позволяет сравнить фактические показатели с плановыми этого и прошедшего периодов, а также сравнить значения отдельных показателей за несколько периодов. Структурный подход направлен на анализ деятельности непосредственно влияющей на прибыль, выявление участие отдельных производственных направлений в создании выручки, исследование динамики активов. Сравнительный анализ сопоставляет показатели выручки, прибыли, доходность. Факторный анализ выявляет аспекты, определяющие размер выручки, прибыли, эффективности использования трудовых ресурсов и производственных фондов.

Оценка проводится по частным и обобщающим показателям. Частные определяют эффективность применения каждого из ресурсов компании и результативность. Обобщающие показатели влияют на эффективность ресурсов и результативность фирмы в целом.

Пути повышения эффективности работы фирмы

В наши дни рыночная экономика практически свела на нет методы ценовой конкуренции. Они до сих пор применяются, но уже не столь эффективны как раньше. Сегодня основными путями повышения эффективности считаются:

  1. Снижение трудоемкости.
  2. Повышение производительности труда.
  3. Снижение материалоемкости продукции.
  4. Рациональное использование природных ресурсов.
  5. Снижение фондоемкости продукции.
  6. Активизация инвестиционной деятельности предприятий.

Важным фактором остается возможность следовать последним тенденциям научно-технического прогресса и внедрять их в свою работу. Сейчас невозможно оставаться в привычных рамках и не проявлять гибкость. Преобразования в технике и коммуникациях привели к тому, что резко повысилась производительность труда. Но изменились и требования к рабочей силе. Теперь сотрудник должен обладать знаниями в смежных областях и уметь быстро перестраиваться в зависимости от текущих задач.

Таким образом, повышение эффективности работы фирмы зависит от того, насколько результативно используются факторы производства, от готовности руководителей инвестировать в модернизацию и в обучение кадров.

Минимизация затрат является одним из способов повышения эффективности. Сбережение ресурсов важно не только для работы фирмы, но и для сохранения нормальной экологической обстановки. На предприятиях проводится постоянный мониторинг доходов и расходов, позволяющий выявлять неиспользуемые резервы, создавать предпосылки для более полного раскрытия потенциала компании. Главным фактором роста в рыночной экономике является человеческий капитал. Инвестиции в усиление позиций собственных сотрудников приносят наибольшую отдачу фирмам, особенно занимающихся производством в сфере услуг.

Увеличение доходов достигается за счет маркетинговых мероприятий и рекламных компаний. Сбытовая деятельность определяет выручку, от которой зависит размер прибыли. Из прибыли происходит выплата налогов, а также финансируется работа предприятия на будущие периоды. Получается, что повышение эффективности фирмы зависит от того, насколько целесообразно расходуются доступные ресурсы.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис