Розничная торговая сеть – это система торговых организаций, имеющих общий центр управления и единый распределительный центр, которые размещены на определенной территории с целью организации торгового обслуживания и оказания различных услуг населению.
Специфика управления розничными торговыми сетями
Среди главных особенностей организационной структуры торговой сетевой компании можно назвать:
- Функция закупки продукции у поставщиков отделена от функции розничной реализации товара потребителям. Основной причиной этого разделения функций является тот факт, что центральное направление торговой политики заключается в массовой закупке товаров по максимально низкой цене, что обеспечивает экономический эффект от горизонтально интегрированного товарного обращения.
- В торговой сети формируются строго иерархические, централизованно управляемые организационные структуры, с установленной жесткой системой оперативного контроля и информирования. Подобные требования связаны с вопросами управления эффективности торговой системы.
- Значительные масштабы деятельности, территориальная рассредоточенность филиалов и необходимость оперативного управления вопросами развития сетевой системы приводят к необходимости многочисленного управленческого аппарата, включающего специалистов и руководителей территориальных и функциональных подразделений.
Розничные торговые сети могут иметь различные формы интеграции бизнес-процессов в единое пространство. В единой компании одно из предприятий становится головным, тогда как остальные выступают его филиалами, не обладающими обычно статусом юридического лица. Головное предприятие наделено функциями центра, который непосредственно управляет производственно-хозяйственной системой компании. Для такой структуры характерно единое руководство, единый баланс и единые обязательства. Еще одна форма организации розничной торговой сети – многоуровневая корпорация с системой материнской и дочерних компаний, контрольный пакет акций которых принадлежит головной компании. Формально предприятия числятся как самостоятельные юридические лица, но в экономическом плане зависят от материнской компании.
Розничная торговая сеть в форме холдинговой компании создается для реализации согласованной политики и координации работы дочерних структур, капитал которых контролируется головной компанией. Обычно головная фирма не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности и создается для создания или диверсификации конгломерата, где под управлением одной фирмы находятся ряд отдельных компаний из разных сфер деятельности.
Многоуровневая корпорация и холдинговая структура позволяет защищать основные активы бизнеса, управлять финансовым потоком, но несет свои сложности в части организации управления бизнесом в целом. Необходимо понимать, что с ростом торговой компании и выходом ее на фондовые рынки появляется необходимость реструктурировать собственность для повышения ее стоимости на рынке, что приводит обычно к изменению сетевой организационной структуры.
Розничные торговые сети в форме ассоциированной торговли предполагают объединение мелких торговцев для повышения собственной рентабельности и конкурентоспособности бизнеса. С помощью объединений можно увеличить масштаб операций и получить скидку при закупке товаров, реализовать единую торговую политику с сохранением независимого управления для каждого ассоциированного предприятия.
Функции управления розничной торговой сетью
Основные функции, обеспечивающие эффективное управление розничными торговыми сетями:
- Выбор и оценка характеристик потребляемых сетью ресурсов для наиболее эффективного их применения, поиски дополнительных ресурсов для повышения качества уже имеющихся в распоряжении ресурсов.
- Совершенствование механизмов и методов, обеспечивающих повышения межсетевого уровня эффективности.
- Выделение рисков в работе сети и поиск проблем для их последующего решения и наращивания работоспособности торговой сети.
- Совершенствование методов оценки эффективности и системы учета отдельных аспектов предпринимательской деятельности.
- Оптимизация бизнес-процесса и взаимосвязанных с ним управленческих функций для управления эффективностью функционирования торговой сети.
- Поиск оптимального соотношения собственного и заёмного капитала для обеспечения бесперебойного финансирования торговых операций.
Преимущества розничных торговых сетей
Преимущества розничной торговой сети по сравнению с отдельными самостоятельно функционирующими магазинами выражается в следующем:
- сочетание в деятельности розничных торговых сетей операций не только реализационного характера (продажа готового товара), но и производственного характера (производства товара под собственной торговой маркой, упаковка продукции), что позволяет генерировать дополнительную добавленную стоимость и увеличивает прибыль торговой сети.
- создание дифференцированного устойчивого преимущества и завоевание лояльности клиентов за счёт повышения качества продукции собственного товарного знака.
- возможность привлекать значительную долю заемного капитала в качестве дополнительного источника формирования ресурсов.
Разработка стратегии эффективного управления розничной торговой сетью включает несколько этапов. На первом этапе определяется место конкретной торговой сети в рамках торгового пространства. Происходит выделение уникальных преимуществ сети, а также поиск вариантов достижения таких преимуществ. На втором этапе осуществляется позиционирования торговой сети с точки зрения потребителей и конкурентов. Разрабатываются бюджеты продаж, инвестиций, доходов и расходов. На третьем этапе разрабатывается долгосрочный план действий, сочетающий реализацию обозначенных целей с местоположением, ассортиментом, рекламой ценовой политикой всех торговых точек. На завершающем этапе менеджменту розничной торговой сети необходимо контролировать качество исполнения планов и анализировать отклонения.