Народное хозяйство
Народное хозяйство – это сложившийся комплекс экономических и социальных связей и отношений между субъектами, находящимися на одной юридической территории.
Этот термин взят из немецких трудов по экономике. Сегодня он используется в экономгеографических трудах и публицистике применительно к хозяйственным системам различных стран. Применение термина не зависит от политического строя. В России народное хозяйство часто ассоциируется с советским временем. Сейчас в нашем ученом сообществе чаще используется просто слово «экономика».
Структура народного хозяйства состоит из отраслей. Отрасль – это совокупность предприятий, использующих одни и те же ресурсы и технологии для создания однородной продукции. Отрасли в народном хозяйстве складываются под влиянием исторических, политических и социальных изменений, но изначально они зависят от природно-географических условий и разделения труда.
Каждая экономика страны специализируется на производстве определенных типов продукции, которые обходятся ей дешевле, чем создание других видов товаров и услуг. В этом случае страна наращивает экспорт, получая прибыль от международной торговли. Если производство не выгодно, то необходимые блага импортируются.
Отрасли выполняют следующие функции в народном хозяйстве:
- Создание материальных и нематериальных благ.
- Обеспечение перемещения готовой продукции между территориями.
- Повышение стоимости произведенных благ.
Народное хозяйство имеет свои отраслевые пропорции в зависимости от социально-экономического контекста. Современная ситуация такова, что страны внедряются в единое глобальное экономическое пространство, что требует укрепления собственной отраслевой структуры с целью обеспечения конкурентных преимуществ. Внутри отраслей также развиваются связи, которые способствуют появлению новых типов производств и товаров, способных соперничать с благами иностранных государств на международном рынке, и обеспечивающих потребности внутреннего спроса.
Экономика народного хозяйства
Народное хозяйство опирается на отрасли экономики, каждое из которых определяет степень экономической развитости. Например, в странах, находящихся на этапе построения индустриального общества хорошо развиты добывающая промышленность и осваивается перерабатывающая промышленность. Страны с развитой экономикой ориентированы на развитие сектора услуг и экономики знаний. Они находятся на пути становления постиндустриального общества.
Экономика помимо отраслевой структуры определяется территориальной и воспроизводственной структурами. Территориальная структура зависит от принципов размещения производительных сил. Здесь анализируется географическое расположение, экономическое районирование. Воспроизводственная структура отражает возможность экономического роста и эффективность использования имеющихся факторов производства. Здесь можно отследить деление общественного продукта на составные части, участие каждой отрасли в получение совокупного продукта и так далее.
Взаимоотношения между субъектами экономики определяют принципы построения хозяйственных связей, конкуренцию, особенности и темпы развития национального хозяйства.
Можно сказать, что уровень народного хозяйства зависит от следующих факторов:
- Наличие природных богатств.
- Достаточность капитала и качества его использования.
- Уровень профессиональной подготовки населения.
- Способ организации и использования производственных факторов.
Цель функционирования народного хозяйства заключается в обеспечении потребностей населения, поддержании приемлемого уровня цен и внешнеторгового баланса, организации экономического роста и развития.
Управление народным хозяйством
Управление экономикой осуществляется государственной властью. Оно может быть централизованным и децентрализованным. Централизованное управление характерно для стран с авторитарными режимами. Здесь государство полностью определяет экономические процессы от распределения благ до установления цены.
Сегодня большинство стран перешли к смешанной модели хозяйствования, где преимущество отдается рыночной системе. То есть регулирование происходит через соотношение предложения и спроса. Государство не может вмешиваться в экономические процессы напрямую, но имеет рычаги воздействия для выравнивания ситуаций, когда рыночный механизм не справляется. Инструментами воздействия являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Первая осуществляется непосредственно государственными органами власти, вторая – центральным банком страны.
Задача управления экономикой – сглаживание негативного воздействия внешних и внутренних факторов, поддержание стабильности и обеспечение экономического роста и развития.
Государство может влиять на объем спроса через трансфертные платежи, увеличивая или уменьшая доходы населения. Оно способно изменять предложение через государственные закупки, расширяя его или, наоборот, сжимая. Центральный банк через изменение ключевой ставки процента может увеличивать или уменьшать деловую активность. Дешевые кредиты дают возможность бизнесу развиваться, а дорогие кредиты защищают от перегрева экономики.
Налогово-бюджетная политика является самым действенным способом регулирования. Уменьшение или увеличение налоговой базы влияет на деловую активность. Средства бюджета могут пойти на поддержку бизнеса или населения для достижения различных экономических целей.
Таким образом, управление экономикой – это сложная система отношений, направленная на поддержание равновесия народного хозяйства. Оно необходимо для того, чтобы сглаживать негативные последствия факторов влияния и обеспечивать рост и развитие экономики для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности.