Особенности гражданской авиации
Гражданская авиация - это вид авиации, которая используется для обеспечения потребностей граждан и экономики (перевозка населения, почты, грузов, выполнения аэрофотосъемки местности, обработки сельскохозяйственных растений от вредителей и т. д.).
Она делится на авиацию общего назначения и коммерческую авиацию. Гражданская авиация применяется для удовлетворения экономических и личных потребностей населения. К ним относят:
- перевозку пассажиров;
- выполнение авиационных работ для различных отраслей национального хозяйства;
- оказание медицинской помощи;
- проведение различных спортивных, культурных мероприятий;
- научные исследования и спасательные экспедиции и так далее.
Структура гражданской авиации включает в себя аэродромы, но основной ее функциональной единицей является аэропорт.
Отрасль возникла после Первой мировой войны в Европе. В Россию гражданская авиация пришла в начале двадцатых годов, тогда же стали совершаться первые международные перелеты между Москвой и Кенигсбергом. Государственная компания «Аэрофлот» была образована в 1923 году. К концу восьмидесятых годов объем перевозок в России составил более 120 миллионов пассажиров, около трех миллионов грузов. Большая часть пассажирских перевозок, до 80% приходилась на дальние расстояния.
Становление гражданской авиации началось с дирижаблей еще до Первой мировой войны. Но они постепенно вытеснялись самолетами и вертолетами, кроме того, дирижабли показали низкую безопасность. Вертолетостроение стало активно развиваться в пятидесятые годы. Отдельным направлением в авиастроении стала почтовая авиация. Сегодня крупные почтовые компании предлагают быструю доставку писем и посылок по всему миру с использованием авиаперевозок.
Классификация рейсов гражданских воздушных судов происходит в зависимости от дальности перевозки: первая группа полетов – та, чья дальность не превышает 3000 километров, их называют внутриконтинентальными; вторая группа - дальностью от 8000 до 11000 километров, их называют трансатлантическими либо азиатско-тихоокеанскими.
Экономика российского рынка пассажирских авиаперевозок
Формирование российского рынка пассажирских авиаперевозок началось почти сто лет назад. Уровень развития этого направления часто свидетельствует об общем уровне экономического развития общества. Основными параметрами отрасли выступают:
- Уровень научно-технического потенциала.
- Качество услуг.
- Объем платежеспособного спроса.
Способность населения приобретать билеты, совершать дальние перелеты, пользоваться услугами повышенной комфортности может стать индикатором эффективности проводимых экономических преобразований в стране. Экономический кризис оказал негативное воздействие на пассажирские авиаперевозки. Чтобы поддержать отрасль было принято решение наращивать транзитный потенциал. Сокращение внутренних перевозок привело к банкротству нескольких региональных компаний.
Сегодня гражданская авиация в России подвержена ряду негативных факторов. Значительная доля затрат на горючее входит в себестоимость перевозки, и зачастую превышает показатели аналогичные показателям зарубежных авиакомпаний. По показателям темпов роста перевозок российские компании так же уступают своим западным конкурентам. Внутренние перевозки перестали развиваться из-за снижения уровня жизни населения. Уменьшение платежеспособного спроса, а также отсутствие значимой государственной поддержки оказали негативное воздействие на внутренний рынок. Российский рынок устроен таким образом, что далеко не все авиаперевозчики способны приобретать новые воздушные судна. Большинство компании не имеют возможности модернизировать свои основные фонды.
Экономика рынка грузовых авиаперевозок
В последние годы на рынке грузовых авиаперевозок наблюдается сокращение объемов поставок. Зимой 2019 года спрос на поставки снизился на 2%. Эксперты считают, что главной причиной стала всемирная экономическая рецессия. Так же на оборот повлияли торговые войны между США и Китаем, рост мировых цен на топливо. Международные ассоциации показали, что скорость оборота стала снижаться еще в 2018 году вследствие снижения потребительского доверия и геополитической нестабильности.
Процесс глобализации, который привел к быстрому распространению финансового кризиса и его проникновению во многие экономики стран мира привел к тому, что некоторые государства стали применять протекционистские меры, что так же снизило потребность в грузовых авиаперевозках. В 2019 году грузовые перевозки показали наихудшую динамику за последнее десятилетие.
На российском рынке объем авиаперевозок грузов напротив возрос. В конце 2019 года прирост составил 6,8%. Участие российский перевозчиков в международного обороте так же увеличилось на 7,5%. Общий объем поставок составил 1,3 миллиона тонн грузов. Наибольшая доля приходится на международные перевозки более 77% от всего объема. На внутренних направлениях объем перевозок так же возрос на полтора процента.
Лидером внутреннего рынка остается группа компаний «Волга-Днепр». На ее долю приходится половина всех российских грузовых авиаперевозок. На втором месте «Аэрофлот» с долей в 24%. Далее идет группа компаний S7, «ЮТэйр». Часть рынка отдана иностранным авиакомпаниям. Объем грузовых авиаперевозок продолжает расти, несмотря на экономические трудности и удорожание топлива.
Грузовые авиаперевозки обычно обходятся дорого для отправителей и получателей грузов. С помощью гражданской авиации перевозятся продукты питания, дорогостоящее оборудование, ценные документы. Существуют компании, которые осуществляют специализированные перевозки, например опасных грузов. Несмотря на то, что доля физического объема авиаперевозок в грузовом потоке мира составляет не более 2%, по стоимости они составляю порядка 40% его денежной величины.
Большая часть грузовых перевозок приходится на морской и железнодорожный транспорт, но авиаперевозчики смогли занять свой сегмент, который продолжает пользоваться спросом.