Принципы научной обоснованности, системности и комплексности
Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, системы.
Одним из основных принципов государственного регулирования в сфере экономики является принцип научной обоснованности. Регулирование должно базироваться на достижениях экономических и социальных наук, учитывать объективное действие экономических законов, а также ситуации, сложившейся в социальной, политической и экономической жизни общества на текущий момент. История мировой экономики демонстрирует, что меры, эффективные в одних условиях, в других оказываются бесполезными (так, кейнсианство было уместно в условиях Великой Депрессии, но оказалось бессильно при стагфляции).
Поскольку национальная экономика представляет собой большую и сложную систему, тесно связанную с различными аспектами функционирования общества, экономическое регулирование должно базироваться на принципе системности, в соответствии с которым учитывается существование и взаимодействие различных уровней и элементов как в рамках экономики, так и за ее пределами (научно-технические, политические, социальные, экологические и прочие аспекты).
Принцип комплексности предполагает использование государством широкого арсенала доступных инструментов (экономических, административных, правовых) для осуществления регулирования.
Принципы согласования интересов, целенаправленности и приоритетности
Государственное регулирование экономики должно быть направлено на согласование интересов различных групп экономических агентов:
- отраслевых и региональных,
- групповых (работники и работодатели, производители и потребители) и индивидуальных,
- собственно государства.
В этом состоит принцип согласования интересов. Преобладание интересов одной из групп может приводить к дисбалансам, выражающимся в социальных и экономических взрывах (вплоть до революций).
Смысл принципа целенаправленности состоит в том, что государственное регулирование ориентируется на конкретные целевые установки (тактические и стратегические). Текущие проблемы должны решаться только в рамках общей стратегии, а не в отрыве от нее.
Поскольку государственные ресурсы (финансовые, трудовые и другие) ограниченны, а решение разных социально-экономических задач может противоречить друг другу (например, повышение налогов может решить проблему дефицита бюджета в краткосрочном периоде, но усугубит проблемы развития предпринимательства), важен принцип приоритетности, состоящий в выделении первоочередных проблем.
Принципы альтернативности, адаптивности, минимальной достаточности и эффективности
Суть принципа альтернативности состоит в анализе различных вариантов развития экономики. Важным инструментом реализации этого принципа является сценарное планирование, широко применяемое в Российской Федерации.
Принцип адаптивности состоит в том, что регулирование должно быть гибким, учитывать результаты воздействия на предыдущих этапах и внешние (по отношению к процессу регулирования) события. Разработанные планы и мероприятия должны корректироваться при изменении ситуации. Система регулирования должна иметь обратную связь.
Принцип минимальной достаточности требует, чтобы вмешательство государства было не чрезмерным – оно должно только компенсировать провалы рынка; выполнять те функции, которые рынок не выполняет (или выполняет неэффективно). Это же касается распределения функций по вертикали власти: если вопрос может быть решен на низшем уровне, не следует передавать его на более высокий.
Смысл принципа эффективности заключается в том, что осуществлять управление экономикой должны специальные органы государственной власти с четко определенными правами, компетенцией и обязанностями путем использования определенных рычагов, адекватных целям и ситуации.
Крайне важно обеспечивать оптимальное соотношение между расходами на содержание государственного управленческого аппарата и результатами государственного вмешательства в экономику.