Типы государственного экономического планирования
В настоящий период развития экономики государственное планирование играет важную роль. Субъекты хозяйствования во многом полагаются на стратегии и прогнозы государства в сфере экономики. Планирование является одной из важных государственных функций.
В ходе государственного экономического планирования принимаются следующие типы решений:
- принятие решений, исходя из микроэкономического характера (традиции, обычаи);
- принятие решений, исходя из макроэкономического характера (уровень национальной экономики).
Отметим, что существуют разные подходы к государственному планированию, которые сложились под влиянием исторических, политических и экономических факторов:
- индикативное (рекомендации);
- директивное (обязательность, централизация власти);
- программно-целевое (цель, финансирование);
- стратегическое (долгосрочное);
- развития территорий.
Также исторически сложилось несколько систем планирования:
- Азиатская;
- Североамериканская;
- Европейская.
Особенности экономического планирования в РФ
В России получает распространение целевая, программная методология. Директивный подход существовал в СССР.
Заметим, что в России индикативный подход действует в Татарстане с 2000 года и основывается на следующем документе: «Об утверждении государственного задания на управление Исполнительным Органам Государственной власти Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2016 - 2018 годы», следующий документ: «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан» от 2000 года.
Механизмы индикативного подхода в России могли бы связать планы по развитию центральных территорий, центров и регионов в России, которые на настоящий момент мало согласуются между собой. Каждый регион в праве самостоятельно выбирать собственную стратегию развития. А также такой опыт помог бы связать интересы государства и частного сектора.
Ключевые индикаторы
В планировании на государственном уровне в сфере экономики обычно используются следующие индикаторы:
- валовой внутренний продукт;
- валовой национальный продукт;
- индекс промышленного производства;
- доля сектора услуг и доля производственного сектора в структуре ВВП или ВНП;
- соотношение и динамика импорта и экспорта;
- доля прибыльных предприятий;
- инвестиции;
- иностранные инвестиции;
- количество хозяйствующих субъектов;
- доля занятого населения и уровень безработицы;
- уровень официальной безработицы;
- уровень реальной заработной платы;
- инфляция;
- уровень бюджетных расходов и доходов;
- структура бюджетных расходов и доходов.
Основная структура планов
Любое планирование на государственном уровне включает составление плана или программного документа.
Структура таких планов строится следующим образом:
- анализ ситуации за базовые периоды, оценка предыдущих планов;
- постановка проблем и угроз, преимуществ и перспектив;
- установка главной цели и подцелей;
- разработка конкретных задач;
- подбор наиболее эффективного сценария развития;
- исчисление показателей и составление системы индикаторов, которые будут характеризовать поставленные задачи, цели, подцели.
В аспекте содержания решений по планированию в государстве можно выделить:
- стратегическое содержание;
- тактическое содержание;
- оперативно-календарное содержание;
- бизнес-планирование.
В аспекте полноты разработки выделяют:
- полное планирование, которое включает все выявленные проблемы;
- частичное планирование, которое учитывает только определенные направления и сферы.