Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы экономического эффекта

Сущностные характеристики экономического эффекта

В общем понимании эффект есть ни что иное, как результат какого-либо воздействия. Предполагается, что экономический эффект должен иметь положительный характер, поскольку лишь в этом случае возможна окупаемость инвестиционных вложений в реализацию того или иного проекта.

Замечание 1

Сущность экономического эффекта сводится к необходимости превышения получаемых посредством реализации каких-либо улучшающих мероприятий результатов над затратами, необходимыми для их проведения.

Величина экономического эффекта определяется разностью описанных выше показателей (рисунок 1).

Сущность величины экономического эффекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сущность величины экономического эффекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, в основе экономического эффекта лежит соотношение двух показателей:

  • получаемых результатов;
  • понесённых затрат.

Результаты и затраты определяются в зависимости от типа и характера инвестиционного проекта. Для обеспечения сопоставимости сравниваемых величин используют стоимостные измерители показателей.

Стоимостные измерители являются универсальными и обобщающими измерителями,отражающими учитываемые объекты в единой стоимостной оценке. Примерами стоимостных оценок выступают денежные единицы, для Росси это, как правило, рубли. Именно стоимостные измерители служат основойоценки экономической эффективности и позволяют сравнивать разнородные показатели, приводя их к единому, сопоставимому виду.

Базовые методики оценки экономических эффектов

Замечание 2

Как говорилось раннее, в основе определения экономического эффекта лежит разность получаемых результатов и затрат на их достижение. Однако, в зависимости от конкретного типа экономической оценки эффекта, формулы его расчета могут претерпевать некоторые изменения.

«Методы экономического эффекта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные направления оценки экономических эффектов коммерческого предприятия представлены на рисунке 2.

Направления оценки экономических эффектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Направления оценки экономических эффектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рассмотрим методики оценки экономического эффекта более подробно.

В случае привлечения к продаже дополнительный партий товара экономический эффект определяется посредством умножения сложившегося уровня рентабельности продаж на объем дополнительного розничного товарооборота

Э = Ор $\cdot$ Р

где Э – экономический эффект, руб. Ор – величина дополнительного розничного товарооборота, выраженная в стоимостных измерителях; Р – сложившаяся на предприятии норма рентабельность продаж %.

При этом объем дополнительного розничного товарооборота может быть исчислен по формуле :

Ор = Оо $\cdot$ ( 1+ ТН)

где Оо – объем дополнительной партии товаров, исчисленный в покупных ценах; ТН – применяемая средняя торговая надбавка.

При реализации мер, направленных на ускорение оборачиваемости капитала организации, экономический эффект может быть определен как произведение объема продаж на изменение оборачиваемости оборотных средств :

Э = О $\cdot$ $t$

где О – среднегодовой объем сбыта; $t$ – изменение оборачиваемости, дн.

В том случае, когда на деятельность предприятия оказывают влияние факторы интенсивного характера, для определения величины экономического эффекта используется формула :

Э = $d_u \cdot$ О

где $d_u$ – доля прироста объемов деятельности предприятия благодаря интенсивному фактору; О – общий прирост объемов деятельности хозяйствующего субъекта.

Экономический эффект от реализации рекламных мероприятий определяется по формуле:

Э = $(О_2 - О_1 ) \cdot$ Р - Ирекл

где $О_1$ – условно-годовой оборот предприятия до проведения рекламных мероприятий, исчисленный в стоимостных измерителях; $О_2$ – условно-годовой оборот предприятия после проведения рекламных мероприятий, исчисленный в стоимостных измерителях; Р – рентабельность продаж, сложившаяся на предприятии до проведения рекламных мероприятий, %; Ирекл – общие затраты на проведение рекламных мероприятий, в денежных единицах.

Экономический эффект от реализации мер, направленных на повышение производительности труда, может быть найден по формуле:

Ч= $О_2 / Т_1 - О_2 / Т_2$

где Ч – изменение численности работников предприятия, чел.; $О_2$ – объемы деятельности предприятия после реализации мер по повышению производительности труда, исчисленные в денежных измерителях; $Т_1$ и $Т_2$ – производительность труда работников до и после реализации указанных мероприятий соответственно, также исчисленная в денежных измерителях.

При условии внедрения более производительного оборудования экономический эффект определяется по формуле:

Ч = $(Т · 100) / (100 + Т)$

где Ч – изменение условно высвобожденной численности работников предприятия, % $Т$ – увеличение мощность вновь приобретенного оборудования, %.

Таким образом, на практике существует множество различных методик оценки экономического эффекта. Их выбор зависит от характера проводимых изменений. Рассмотрим некоторые примеры оценки экономических эффектов.

Некоторые примеры оценки основных видов экономических эффектов

Пример 1

В преддверии нового года в целях наращивания объемов сбыта компания «Х» решила закупить дополнительную партию элитных конфет на общую сумму 50 тыс. руб. Средняя торговая надбавка компании «Х» составляет порядка 20%, а сложившаяся норма рентабельности продаж зафиксирована на уровне 5% к обороту.

В данном случае экономический эффект от проводимых мероприятий будет заключаться в возможном увеличении объемов прибыли компании «Х». Для определения его величины потребуется рассчитать возможное увеличение розничного товарооборота. Согласно формуле 1, представленной выше, его величина составит:

Ор = 50000 · (1 + 0,2) = 60000 руб.

В этом случае возможное увеличение прибыли составит:

Э(П) = 60000 · 0,02 = 3000 руб.

Таким образом, в случае реализации дополнительной партии конфет, закупочной стоимостью 50 тыс. руб. компания «Х» сможет увеличить розничный товарооборот на 60 тыс. руб., что принесет ей порядка 3 тыс. руб. дополнительной прибыли. Эта прибыль и составит экономический эффект.

Пример 2

На предприятии «Х» трудится порядка 80 чел., среднемесячная величина заработной платы одного работника составляет 20160 руб. В целях повышения эффективности производственной деятельности предприятия решило обновить технологическую базу производства. Мощность нового оборудования, подлежащего к закупке, будет на 12% выше прежнего оборудования.

В этом случае ожидаемый экономический эффект от обновления производственного оборудования составит:

Э(Ч) = (12% $\cdot$ 100 ) / (112%) = 10,71%

Это означает, что потребность предприятия в трудовых ресурсах сократится и составит: 80 – 80 $\cdot$ 0,1071 ≈ 72 чел.

При этом фонд оплаты труда также претерпит изменения:

  • до проведения изменений годовой фонд оплаты труда составлял 80 $\cdot$ 20160 = 1612800 руб.;
  • после проведения изменений годовой фонд оплаты труда составит 72 $\cdot$ 20160 = 1451520 руб.

Таким образом, общая экономия затрат составит:

Э = 1612800 - 1451520 = 161280 руб.

Годовой эффект, заключающийся в сокращении затрат, составит 161280 руб. в год, не считая затрат на обязательные отчисления на социальные нужды.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot