Понятие рынка как экономического института
В экономической жизни общества существует определенный экономический институт, в рамках которого осуществляется взаимодействие участников этого института с определенной целью этого взаимодействия. Этот институт носит название «рынок» и представляет собой систему экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), а также внутри групп продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) с целью получения определенной выгоды наиболее эффективным способом для всех субъектов рынка.
На рынке представлены две основные группы участников или субъектов: продавцы на одном полюсе и покупатели – на другом. Между ними осуществляется определенное взаимодействие, определяемое как обмен, которое может носить характер как коммерческого (предпринимательского) взаимодействия или деятельности, основной целью которой является получение выгоды всеми участниками процесса – прибыль для продавцов (производителей) и решение проблем различного рода для покупателей (потребителей), так и некоммерческого, то есть без получения прибыли. Основой этого взаимодействия является наличие на рынке как минимум двух субъектов, каждый из которых имеет что-либо, что представляет ценность для другой стороны. Кроме того, субъекты обмена свободны в выборе решения о вступлении во взаимодействие.
Как экономический институт, «рынок» представляет собой:
- определенную совокупность экономических правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними на рынке (свобода выбора партнера, наличие конкуренции);
- в рынке определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления. Процессы производства создают необходимый продукт («предложение»), который должен соответствовать определенным ожиданиями потребителей, подкрепленных денежными средствами («спрос»), который должен быть доставлен на рынок через каналы распределения и обменен в системе сферы обращения (обмен) и далее весь цикл повторяется;
- система мотивов на рынке, определяется необходимостью эффективного человеческого взаимодействия в сфере национальной экономики (получение выгоды всеми сторонами – участниками института);
- в системе современных экономических институтов нашло свое отражение то обстоятельство, что конкретный исторический факт – необходимость рынка, рыночной экономики, было признано одним из наиболее эффективных способом организации экономической жизни современного общества.
Факторы и функции экономического рынка в экономике региона
Региональный экономический рынок (РЭР) – это определенная территориальная организация сферы обмена (обращения), которая обеспечивает удовлетворение потребительского спроса покупателей при минимальных затратах на реализацию продуктов труда (товаров, услуг, работ).
РЭР представляет собой достаточно сложную пространственно-экономическую систему, которая состоит из многочисленных элементов и связей между ними, в связи с чем процессы изучения регионального экономического рынка предполагает знание и комплексный анализ всех типов (политических, экономических) закономерностей, а также факторов, которые определяют его формирование и развитие.
РЭР, прежде всего представляет собой пространственное поле реализации рыночных отношений, поэтому его основные компоненты: платежеспособный спрос, товарное предложение, величины цен и качество и виды конкуренции, необходимо рассматривать в как рамках внутреннего экономического, так и внешнего экономического пространства.
Спрос на РЭР находит свое проявление в форме пространственно – распределенного платежеспособного спроса покупателей конкретного экономического региона. Товарное предложение представлено в виде пространственно – рассредоточенного ассортимента продуктов труда (товаров, услуг, работ), которые продавцы имеют или при определенных условиях могут поставить на рынок при различных уровнях розничных или оптовых цен. Цены РЭР могут достаточно различать в экономическом пространстве, что обусловлено влиянием системы региональных факторов.
РЭР выполняет следующие важные функции в экономике конкретного региона:
- посредством РЭР обеспечивается тесное взаимодействие продавцов и покупателей различных продуктов труда (товаров, услуг, работ) через систему торговых сделок, и согласование существующих экономических интересов участников сделки;
- через РЭР устанавливаются объемные и качественные пропорции в структуре товарного предложения и платежеспособного спроса;
- система РЭР работает как определенная сигнальная система для продавцов и покупателей через комплекс возникающих при этом прямых и обратных связей;
- на РЭР происходит согласование уровня равновесных оптовых и рыночных цен, а также пропорций между ценами различных продуктов труда (товаров, услуг, работ);
- на РЭР происходит распределение продуктов труда (товаров, услуг, работ) между и внутри различных социально-экономических групп покупателей региона;
- РЭР создает необходимые предпосылки для участия экономического региона в межрегиональных экономических связях.
- РЭР – это в основном, три укрупненных сегмента продуктов труда: рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок различных видов услуг, рынок работ различного характера. Эти рынки взаимодействуют на основе системы торговых сделок, которые взаимосвязаны между собой, обеспечивая платежеспособные потребности покупателей региона, способствуя тем самым более эффективному функционированию региональной экономики.
В экономической науке сложились различные теоретические подходы и концепции, в которых по-разному трактуют сущность РЭР, закономерности функционирования РЭР, выделяются факторы, определяющие развитие РЭР, и т.д.
В теории поведения потребителей уделено внимание формированию платежеспособного спроса под влиянием различных экономических, социальных, психофизиологических факторов, предпочтений покупателей, их мотивации на основе изучения механизмов принятия покупателями решений о покупках. При этом акцент рассмотрения проблем сделан на учет влияния различных региональных факторов, поведенческих особенностей покупателей регионального рынка. РЭР также может быть рассмотрена с позиции определения величин рыночных зон, пространственных характеристик товарного предложения и покупательского спроса на продукты труда (товары, услуги, работы).
К числу наиболее актуальных проблем развития РЭР можно отнести территориальную организацию оптовой и розничной торговых систем. Используя теорию центральных мест и их пространственного взаимодействия осуществляют комплексное исследование РЭР, изучение территориальной структуры товарного предложения и покупательского спроса, определяют оптимальные размеры и пространственные стандарты для новых торговых организаций (торговых центров, супермаркетов, логистических центров), ведется прогнозирование развития РЭР, разрабатывают программы размещения организации оптовой и розничной торговой сети, организаций сферы услуг, логистическую систему РЭР.
В отечественной экономической литературе получила распространение воспроизводственная концепция РЭР. В ней РЭР представлен как особая региональная организация сферы обмена во взаимодействии со сферами регионального производства, распределения и потребления.