Потребительский рынок
Классификация рынка по экономическому назначению может разделяться по объектам и субъектам рыночных отношений.
По экономическому назначению объектов можно выделить потребительский рынок, рынок капитала, факторов производства, рынок труда, денежный рынок, рынок информации и рынок ценных бумаг.
Основным является потребительский рынок товаров и услуг, который обеспечивает удовлетворение потребностей по разным социальным группам, а также по каждой семье, и по каждому человеку в отдельности.
В таких рынках могут проявляться колебания спроса и предложения, денежного обращения и инфляции.
Потребительский рынок включает отдельные личности и семьи, которые приобретают продукцию и услуги исключительно для личного потребления.
Субъектами потребительского рынка является совокупность индивидов и семей, которые приобретают товары и услуги для личного потребления. На таких рынках возникают отношения между покупателями и продавцами с одной стороны и потребителями с другой.
Отношения складываются по поводу спроса и предложения, реализации услуг и товаров индивидуального пользования, которые обращаются в торговле, сфере платных услуг и общественного питания. Современная структура и объем потребительского рынка в большей степени связана с организацией деятельности организаций розничной торговли, включая структуру спроса платежеспособного населения.
Механизм регулирования потребительских рынков включает рыночное регулирование, которое осуществляется на основе саморегулирования спроса и конкуренции, а также факторов регулирующего назначения.
Рынок факторов производства включает в себя систему рынков, которые осуществляют куплю-продажу факторов производства.
Факторами производства является земля, труд, капитал и информация. Они используются производителями в процессе выпуска благ (продукции, товаров).
Рынок капитала и капитальных активов является составной частью рынка факторов производства.
Капитальные активы включают в себя:
- Все типы зданий и сооружений, а также технику и машины производственного назначения, оборудование и инструменты;
- сырье и материалы;
- энергию и идеи;
- программное обеспечение для электронно-вычислительной техники.
Можно отметить, что для современной экономики характерно распространение границ понятия капитала на физически осязаемые и неосязаемы объекты.
Рынок труда и информации
Рынок труда включает в себя систему общественных отношений, которая имеет связь с наймом и предложением рабочей силы, включая куплю-продажу.
Рынок труда является одним из важных элементов рыночной системы, представляя собой совокупность общественных отношений, которые необходимы для обеспечения воспроизводства и эффективного использования рабочей силы.
Рынок труда призван выполнять функции механизма перераспределения и распределения рабочей силы по областям и отраслям хозяйства, формам и видам деятельности на основе эффективности использования. Этот рынок функционирует в соответствии со структурой общественных потребностей, а также формами собственности.
Рынок информации или информационных продуктов представляет собой экономические, правовые и организационные отношения в сфере торговли продуктами интеллектуального труда коммерческого характера.
Информацию можно характеризовать определенной номенклатурой продукции и услуг, механизмами и условиями их предоставления, а также существующими ценами.
В отличие от продажи обычной продукции, которая имеет материально-вещественную форму, на рынках информации предметом продажи или обмена могут выступать информационные системы, лицензии и патенты, технологии, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги и другие виды информационных ресурсов.
Финансовый рынок
Денежный рынок представляет собой рынок покупки и продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовыми учреждениями.
Он включает в себя систему экономических отношений в сфере выдачи денежных средств на срок до одного года.
Экономические отношения в ходе выдачи денежных средств на срок, который превышает один год, получает название рынок капитала.
Рынки капитала, как и денежные рынки, представляют собой часть общей категории, включенной в финансовый рынок.
Денежный рынок чаще всего классифицируется на рынок межбанковских кредитов, краткосрочных ценных бумаг и евро валют.
Участниками денежного рынка являются лица, которые предоставляют деньги, с другой стороны лица, которые заимствуют деньги на определённых условиях.
Важнейшей категорией участников денежного рынка можно считать финансовых посредников.
Часто предоставление денежных средств возможно и без участия финансовых посредников.
На денежном рынке в качестве кредиторов и заемщиков могут выступать банки, не банковские кредитные компании, предприятия и организации в качестве юридических лиц, физические лица, государство в лице определенных органов, международные финансовой компании и прочие финансовые и кредитные учреждения.
Финансовыми посредниками денежного рынка могут быть банки, брокеры и дилеры, профессиональные участники рынка, а также управляющие компании. Рынок ценных бумаг находится в тесном взаимодействии с рынком капитала, поскольку он предоставляет реально существующий капитал в категориях собственности, включая акции, облигации, векселя.
Экономическое назначение субъектов рыночных отношений
По экономическому назначению субъектов рыночных отношений выделяют:
- Рынок покупателей, на котором предложение превышает спрос, тогда покупатель проводит сравнение между разными видами продукции, включая цену, и отдает предпочтение определенному виду продукции.
- Рынок продавцов включает превышение спроса над предложением. Здесь основную роль играет количество продукции, услуг, качеству здесь уделяется меньшее внимание.
- Рынок государственных учреждений включает совокупность активов купли-продажи государственных компаний, федерального правительства, местных органов власти. Эти организации закупают или арендуют товары, необходимые для выполнения своих основных функций в сфере власти.