Особенности рынка услуг
Рынок услуг развивается по законам рыночной экономики, является разновидностью товарных рынков и обладает рядом специфических черт. На этом рынке основан особый подход к маркетинговой, предпринимательской деятельности, которая призвана обеспечивать удовлетворение спроса на услуги.
Существуют следующие особенности рынка услуг:
- Высокая динамичность рыночных процессов, поскольку предоставление услуг ставит цель непосредственного удовлетворения человеческих потребностей.
- Территориальная сегментация, поскольку форма предоставления услуг находится в зависимости от характера территории, которая охвачено конкретным рынком.
- Высокая скорость оборота капитала, которая является основным преимуществом бизнеса в сфере услуг. Это является следствием коротких производственных циклов.
- Высокая чувствительность к изменению рыночной конъюнктуры, обусловленная невозможностью складирования, транспортировки и хранения услуг, включая пространственное совпадение их производства и потребления.
- Специфика организации производства услуг по причине большой мобильности малых и средних предприятий, которые являются производителями услуг, имея возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры.
- Специфика процесса оказания услуг, осуществляемая при личном контакте производителя и покупателя. Это создает условия расширения коммуникативной связи, увеличивая требования к профессиональным квалификационным качествам, этике и общей культуре производителя.
- Высокая степень дифференциации услуг.
- Неопределенность результата деятельности в сфере оказания услуг. Он подвержен влиянию различных качеств производителей.
Факторы рынка услуг
Рынок услуг представляет собой сферу продажи различных видов деятельности, с помощью которых происходит удовлетворение соответствующих потребностей человека.
Факторами рынка услуг являются предметы сделок, оказание определенных видов работ, включая рекламные, медицинские, юридические образовательные, консультационные, финансовые и страховые и др.
Рынок услуг включает услуги различных направленностей.
Фактором рынка услуг является сервис.
Современная экономика обычно противопоставляют услугу товару.
Услуга включает в себя любое мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предлагать другой. Услуги в основном является не связанными и не приводят к завладению определенным предметом.
Также услугу можно определить в качестве продукта труда, полезного эффекта не в форме вещи, а в форме деятельности, которая направлена на человека или на вещь.
Услуга может обладать полезностью для тех, кто ее не производит, поскольку является продуктом труда, обладающим специфическими свойствами.
Среди свойства услуг можно выделить неосязаемость, неотделимость от своего источника, не сохранение отдельно от процесса предоставления, невозможность консервации и хранения.
Услуга всегда направлена на человека или на вещь, существует только в процессе ее производства. Выпуск и потребление дает возможность изменения полезности вещей и характера человеческой жизни.
Классификация услуг
Принято выделять несколько классификаций услуг, каждая из которых отражает специфические подходы к анализу сервисной деятельности. Общие типы услуг представлены следующими услугами:
- Производственными услугами, включающими лизинг, обслуживание и ремонт оборудования, инжиниринг.
- Распределительными услугами, которые состоят из связи, транспорта и торговли.
- Профессиональными услугами, включающими страховые финансовые, банковские и консультационные, а также рекламные услуги.
- Потребительскими услугами, включающие массовые услуги, имеющие отношение к домашним хозяйством и времяпровождению.
- Общественными услугами, включающими образование и культуру, телевидение и радио.
В соответствии с более систематической классификацией услуг происходит их разделение по принципам вещественности или невещественности:
- Действия, которые направлены на тело человека (парикмахерские услуги, спортивные услуги, здравоохранение, услуги ресторанов и кафе),
- Действия, которые направлены на товары или объекты (грузовой и пассажирский транспорт, ветеринарные услуги, охрана, поддержание порядка и чистоты),
- Неосязаемые действия, направленные на человеческое сознание (радио, телевидение, театры и музеи, информационные услуги),
- Неосязаемые действия, связанные с неосязаемыми активами (страхование, юридические и консультационные услуги).
Другие классификационные признаки услуг дает возможность проанализировать различные функции сервисной деятельности современного общества. Основная классификация разделяет услуги на материальные и нематериальные услуги.
Материальные услуги удовлетворяют материальные потребности, включая бытовое обслуживание населения, здравоохранение и общественное питание, а также транспортные услуги.
Нематериальные услуги могут удовлетворить духовные потребности, включая консультирование, предоставление информации, образование и др.
Часто услуги разделяют на производственные и непроизводственные, которые осуществляются в разных областях общественной деятельности.
В производственной сфере чаще всего относят транспортировку грузов или оборудования.
Непроизводственная сфера включает в себя культуру и туризм, здравоохранение и др.
В соответствии с конечной целью различают коммерческие и некоммерческие услуги. Коммерческие услуги осуществляются для получения прибыли или определенной экономической выгоды.
К некоммерческим услугам можно отнести услуги благотворительного фонда, благотворительных организаций, государственные услуги, включающие оборону страны, заботу об образовании и здоровье граждан, поддержку общественного порядка.
По мере увеличения уровня жизни населения растет и доля услуг коммерческого характера, что чаще всего приводит к дифференциации уровня сервиса в соответствии с платежеспособным спросом людей.