Эффективность развития туризма подразумевает получение доходов от организации обслуживания туристов, а также от производственно-обслуживающих процессов туристского предприятия.
На микроуровне экономическую эффективность развития туризма характеризует система экономических показателей, отражающих количественные объемы реализации туристских услуг в совокупности с их качественной стороной:
- Показатели объема туристского потока.
- Уровень туристских расходов.
- Состояние объектов материально-технической базы.
- Показатели финансово-хозяйственной деятельности.
Показатели объема туристского потока
Объем туристского потока характеризует ряд показателей: общее число самодеятельных и организованных туристов, количество туродней, уровень среднемесячного количества туродней.
Общее количество туристов — это численность людей, принявших участие в туристских поездках и путешествиях. Данный показатель позволяет охарактеризовать масштабы охвата туристскими мероприятиями населения.
Формула расчета показателя предполагает суммирование численности туристов за какой-либо период, которые были приняты на обслуживание (по состоянию па первый день обслуживания).
Количество туродней представляет собой произведение общего числа туристов на среднюю длительность пребывания одного туриста (в днях) в регионе (туристском предприятии, стране и др.):
При расчете среднемесячного числа туродней годовое количество туродней делится на 12 месяцев.
Показатели развития материальной базы
В качестве материальной основы воспроизводственной деятельности всех хозяйствующих субъектов выступают производственные потребности. В туризме производственные потребности в первую очередь выражаются потребностями в материально-технических средствах.
Материально-техническая база — основа развития туризма, поскольку с ее помощью создаются необходимые условия для полноценного обслуживания туристов (транспортное обслуживание, питание, размещение, лечебно-оздоровительные услуги, экскурсионное обслуживание).
Материально-техническая база туризма включает туристские фирмы, гостиничные предприятия и базы отдыха, предприятия питания, транспортные предприятия, пункты проката инвентаря и снаряжения и пр.
Показатели, которые характеризуют состояние материально-технической базы туризма, включают:
- число коек гостиниц, домов отдыха, турбаз, пансионатов, санаториев и т. п.;
- число коек, которые предоставляют местные жители;
- число мест для туристов в предприятиях питания;
- число мест в культурно-досуговых учреждениях, которые отведены для туристов;
- прочие показатели.
Показатели финансово-экономической деятельности
Финансово-экономическую деятельность туристского предприятия характеризуют следующие показатели:
- выручка от реализации туристского продукта;
- показатели эффективности использования трудовых ресурсов;
- показатели эффективности использования основных и оборотных производственных фондов;
- производительность труда и показатели фонда оплаты труда;
- показатели, характеризующие финансовое состояние туристского предприятия.
Выручка от реализации - важнейший показатель деятельности туристского предприятия.
Выручка должна покрывать себестоимость и обеспечивать прибыльность предприятия. В случае осуществления наличного расчета выручка поступает в кассу предприятия и представляет собой цену единицы услуги (товара), умноженную на его реализованное число. При безналичном расчете выручка представляет собой денежные средства, поступающие на расчетные счета предприятия в кредитных организациях за приобретенный туристский продукт.
Экономические показатели развития международного туризма
К показателям, характеризующим состояние международного туризма, относятся:
- численность туристов, которые посетили зарубежные страны (рассчитывается по количеству пересечений границы государства);
- количество туродней, приходящееся на иностранных туристов;
- объем суммарных денежных затрат, произведенных туристами во время их зарубежной поездки.