Общее понятие предельной полезности
Хозяйственные отношения между продавцом и покупателем предполагают взаимный интерес. Первый стремится к максимизации финансового дохода, а второй – к удовлетворению потребностей и получению полезности от приобретенного блага. Можно сказать, что потребитель не только удовлетворяет потребность, но и собственные желания относительно комфорта, личного интереса и значимости.
Полезность является высшей степенью обеспечения покупательского интереса, которое возникает в момент совершения сделки купли-продажи. Под общей полезностью понимается вся совокупность приобретенных и потребленных благ. Этот показатель возрастает совместно с ростом потребления, но не с увеличением его объема. Затем общая полезность затухает, пока не достигнет нулевой отметки.
Все блага направлены на обеспечение различных потребностей человека, например:
- утоление голода;
- обеспечение безопасности;
- защита от непогоды.
Важно отметить, что полезность является субъективным показателем, зависящим от особенностей конкретного человека. Современная наука пользуется двумя понятиями – стоимости и полезности. Последнее определяет поведение спроса, зависимость его объема от изменения цены. Чтобы оценивать степень полезности была введена специальная единица измерения «ютиль». Она отражает зависимость между потреблением и извлекаемой при этом полезностью. То есть, полезность позволяет определить цену, которую будет готов платить покупатель, максимально удовлетворяющую интересы предпринимателя.
Предельная полезность представляет собой добавочный показатель, возникающий при приобретении каждой дополнительной единицы товара. Здесь понимается полное насыщение каким-либо благом. Со временем удовлетворенность благом насыщается, что может вызвать отвращение.
Сущность парадокса ценности
Адам Смит сформулировал парадокс ценности. Его сущность заключалась в постановке вопроса: «Почему вода для человека полезнее, при этом алмазы стоят в сотни раз дороже?» Классическая школа политэкономии объясняет это противоречие следующим образом. Цена на продукты массового производства и потребления складывается относительно затрат, которые несет предприниматель. Получается, что средние затраты на добычу воды или алмазов могут быть идентичными.
Согласно теории Госсена насыщение потребности происходит с каждой следующей употребленной единицей товара. Чем больше благ приобретено и потреблено, тем ниже их предельная полезность. Он считал, что именно полезность определяет изменение цен и колебание спроса. Например, потребность в утолении жажды решается с помощью одного или нескольких стаканов воды. Последующие стаканы могут быть использованы для целей умывания, полива и других. Разница в цене алмазов и воды вызвана уровнем доступности.
Предположение Госсена было доработано в рамках австрийской экономической школы. Менгер предполагал, что на цену алмазов не влияет факт их нахождения. То есть, не учитывается факт случайности или целенаправленной деятельности по добычи алмаза. Более того, в реальной жизни мало кто интересуется вопросом происхождения того или иного блага. Ценность блага для человека формируется согласно его личной шкале. Люди более ценят те товары, которые обладают редкостью, нежели те, что находятся в свободном доступе.
Этот парадокс контрастирует с устоявшейся теорией стоимости. Воспользовавшись данным фактом, австрийская школа полностью от нее отказалась. Однако, ими не был учтен факт того, что стоимость, рассчитанная на основе затрат, характерна для массового производства, а не для предметов искусства, роскоши и редко встречающихся благ.
Особенности потребительского выбора
Современная экономика предполагает, что индивид или любой хозяйствующий субъект действует рационально. Под потребительским выбором понимается непосредственное решение покупателя о приобретении блага. Экономисты не разделяют между собой конечный выбор покупателя и его предпочтения. Изначально считается, что покупка совершается согласно собственным приоритетам индивида. Несмотря на то, что при дефиците данное предположение не работает, оно широко применяется сфере работы с полезностью.
Связь личного выбора и полезности очевидна. Считается, что индивид, выбирая, следует принципу максимизации полезности. Конечный выбор осуществляется в процессе осуществления потребительского поведения, которое влияет на:
- изменение совокупного показателя потребления;
- производственный объем;
- рыночное предложение.
Вся теория полезности строится на рациональном поведении индивида. Считается, что человек принимает обоснованное с экономической точки зрения решение о покупке, рассчитывая ее целесообразность и соотнося имеющиеся у него ограниченные ресурсы. Можно сказать, что выгода определяется личностными и психологическими особенностями покупателя. Классическим примером является представление о деревенском жителе, имеющем пять мешков с зерном. Один мешок он использует для выживания, второй – для улучшения питания, третий – для хозяйственных нужд, четвертый – для варки алкоголя, пятый – для кормления попугая. То есть, потребление каждого последующего мешка снижает его ценность.
Теория австрийской школы критиковалась по той причине, что она охватывала лишь социально-психологический аспект, и не учитывала особенности производственного процесса. Она предполагала, что объем предложения на рынке не изменяется. При этом мнение каждого отдельного индивида относительно продукта или услуги может быть разным. Этот факт так же не учитывался.
На практике закон убывающей полезности действует следующим образом. Соотнесение полезностей двух товаров ведет к тому, что цена и спрос на более полезное благо будет увеличиваться. Это повлияет на перераспределение ресурсов в производство товаров, пользующихся более активным спросом. Начинается их массовое производство, что способствует насыщению спроса. Далее происходит сдвиг в пользу новых благ, которые смогут вызвать повышенный интерес покупателей.