Сущность государственного регулирования экономики
ГРЭ - система комплексных мер законодательного, исполнительного и контролирующего направления, которые осуществляются наделенными правами государственными учреждениями и общественными организациями в целях устойчивости и адаптации существующей социально-экономической системы к модифицирующимся условиям.
Государственное регулирование экономики ориентировано на достижение ключевых целей:
- формирование благоприятных условий для функционирования рыночного механизма
- обеспечение стабильных темпов экономического роста;
- регулирование структурных изменений в экономике;
- обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
- контроль состояния экологической среды.
Средства государственного регулирования экономики
В процессе достижения поставленных целей, государство в политике регулирования использует следующие средства (рис.1):
Рисунок 1. Средства государственного регулирования экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К административным средствам государственного регулирования относятся:
- Запреты. Например, запрет какой-либо деятельности, которая признается вредной для общества и экономики или применение продукции (товаров/услуг) и их компонентов, негативно воздействующих на благополучный уровень здоровья нации.
- Согласие. Разрешение, выдаваемое в устной или письменной форме субъектом управления, наделенным таким правом. В качестве примера можно привести разрешение государства на осуществление различных видов экономической деятельности, экспорт или импорт определенной продукции, например, продовольственных товаров или лекарственных препаратов.
- Принуждение. Принуждение – это один из методов государственного воздействия, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных законов и норм. К данному виду воздействия относится, например, наказание за уклонение от уплаты налогов, неправомерное занижение налогооблагаемой базы, ведение нелицензированной деятельности, ввоз контрабандной продукции, минуя уплату таможенной пошлины и т. п.
К экономическим средствам государственного регулирования относится денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация по повышенным ставкам, государственные экономические реформы.
Денежно-кредитная политика является комплексом мероприятий в сфере обращения денежной массы и кредита. Данная политика ориентирована на регулирование национального экономического роста, обеспечения полной занятости трудоспособного населения, сдерживания инфляции, сбалансированность внешнеэкономических параметров.
Инструментами денежно-кредитной политики регулирования являются:
Регулирование ключевой ставки. Ключевая ставка – это минимальная процентная ставка, по размеру которой ЦБ РФ кредитует коммерческие учреждения (банки) на определенный срок (одна неделя). В то же время, ключевая ставка – это максимальная ставка, по которой ЦБ РФ в состоянии и готов принимать денежные средства от коммерческих учреждений (банков) на депозиты.
Данный параметр играет ключевую роль в процессах регулирования и установления процентных ставок по банковским кредитам и оказывает существенной влияние на уровень инфляции в государстве и стоимость фондирования банков. В России ключевая ставка была введена ЦБ РФ в сентябре 2013 года. С начала действия ключевой ставки в России ее размер изменился с 5,5% годовых в 2013 – 2014 гг. до 11% с 03.08.2015 года и по настоящее время. Повышение размера ключевой ставки ЦБ РФ объясняет нестабильностью и неопределенностью экономической ситуации в России, возникшей под влиянием негативных внешних обстоятельств и повышению волатильности на финансовых рынках.
Замечание 1Волатильность – это финансовый показатель, который характеризует колебание (изменчивость) цены и является одним из важнейших показателей в управлении финансовыми рисками.
Установление и корректировка минимальных резервов, которые должны находиться на хранении в ЦБ. Данный метод денежно-кредитной политики называется еще методом регулирования депозитной части денежного обращения, и используется в практике большинства стран в современных условиях. Суть его состоит в том, что Центральный Банк определяет обязательное для всех коммерческих кредитных учреждений (банков) соотношение, выражаемое в процентах, между суммой пассивов и суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов. Политика обязательных резервов заключается в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны ЦБ РФ и усиления контроля над их ликвидностью.
Операции на рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг и операции с ценными государственными бумагами являются составной частью национальной финансовой системы. В структуру операций с ценными бумагами как инструмента денежно-кредитной политики входят эмиссионные операции, инвестиционные операции, клиентские операции. В современных условиях государство является одним из основных эмитентов ценных бумаг (чаще всего в лице Казначейства). Выпуск различных видов ценных государственных бумаг производится практически ежегодно. На фондовом рынке находятся в обращении следующие виды ценных бумаг:
- государственные краткосрочные бескупонные облигации;
- облигации федерального займа и сберегательного займа;
- казначейские обязательства;
- облигации внутреннего государственного займа.
Бюджетно-финансовая политика государства – это целенаправленная деятельность государства, использующего бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политики в совокупности для достижения целей социальной и экономической национальной политики. Финансово-бюджетная политика государства определяется каждый года в Бюджетном послании Президента РФ и обнародуется согласно Бюджетному Кодексу не позднее марта месяца года, который предшествует очередному финансовому году. Первостепенными инструментами финансово-бюджетной политики в сфере кредитно-денежных отношений являются эмиссия денежной массы и учетная ставка ЦБ РФ. К налоговым инструментам принадлежат виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования.
Характер финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, уровень социальной сферы также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.
Соответственно, финансово-бюджетная политика – это база правовых норм, программ и мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления в сфере финансовых отношений для решения поставленных задач и целей.
Особое положение в экономических средствах государственного регулирования занимает метод ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по отношению к текущим или средним ставкам. Сущность данного метода заключается в установлении такого уровня списаний в амортизационный фонд, производящихся ежегодно, который превышает объем фактического износа компонентов основного капитала (морального и физического). Метод ускоренной амортизации позволяет переносить значительную долю прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Таким образом, появляется возможность указанные суммы направлять на новые капитальные вложения. Следовательно, метод ускоренной амортизации стимулирует рост собственных финансовых возможностей организаций. Капитальные вложения, в том числе уменьшение доли заемных капиталов в строительстве и модернизации основного капитала.
Инструменты внешнеэкономической политики государственного регулирования экономики воздействуют на различные аспекты внешнеэкономических отношений торговлю, миграцию рабочих ресурсов и капиталов, валютно-расчетные отношения. К данному инструменту относятся таможенные пошлины, квоты на импорт определенных товаров, субсидии и налоговые послабления (льготы) для отечественного импорта, налоговые льготы и прочие льготы для иностранных инвесторов, предоставляемые с целью привлечения в экономику государства иностранных капиталов, покупка/продажа национальной валюты ЦБ на бирже с целью стабилизации обменных курсов и т. п.