Органы управления в системе управления экономикой
Система управления экономикой - это совокупность взаимосвязанных и согласованных методов и инструментов управления экономикой, хозяйством. Данные методы и инструменты управления используются органами управления (управленческим аппаратом).
Система управления экономикой - это иерархическая структура, разделенная на уровни (схема1).
Рисунок 1. Уровни системы управления экономикой, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Территориальная система управления экономикой представляет собой пространственную форму общей системы управления и совокупность действий по управлению социально-экономическими процессами, протекающими в пределах регионов. В России территориальное управление (территориальный подход к управлению) наиболее актуально, поскольку она отличается пространственным разнообразием природных и климатических условий и ресурсов, формами хозяйствования, местоположения хозяйственных объектов с точки зрения функциональности и т.д. Территориальное управление включает в себя взаимообусловленные компоненты:
- субъект управления (органы территориальной власти как система исполнительной и законодательной структур);
- объект управления - округа, регионы, муниципалитеты и т.д.
Условия кризиса предполагают возникновение опасности обострения существующих и возникновения новых угроз экономической безопасности государства. Экономическая безопасность и благополучие любого экономического пространства, определяются экономическим состоянием хозяйствующих субъектов. Ответственность за стабилизацию и укрепление экономических позиций в регионах возлагается на региональные и местные органы управления.
В общую систему управления обществом и государством входит один из многозначительных элементов - управление экономикой. В связи с этим органы управления экономикой представляются как органы государственного, общественного и социального управления. Поскольку экономика является совокупностью сфер отраслей и деятельности, рынков и т.п., то соответственно, управление экономикой - это управление различными сферами деятельности и отношений, возникающих в этих сферах. Управление экономикой делится на два уровня:
- микроуровень (в масштабах организации, компании, фирмы, субъекта хозяйствования);
- макроуровень (в масштабах государства).
Органы власти разделяются (схема 2):
Рисунок 2. Органы государственной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Органы управления экономикой Российской Федерации
Органами управления экономикой являются:
- Парламент РФ;
- Президент;
- Правительство РФ;
- Министерства и ведомства;
- Органы субъектов РФ;
- Местные органы государственной власти;
- Органы местного самоуправления.
Парламент РФ формирует единую стратегическую политику экономического развития государства, утверждает государственный бюджет. Основной формой управления Парламента РФ является принятие государственных законов, а Счетная Палата контролирует расход средств государственного бюджета.
Президент РФ решает организационные вопросы, в его полномочия входит издание указов и распоряжений и т.д.
Правительство РФ утверждает положения министерств и ведомств, проводит общее руководство различными сферами экономики, участвует в рассмотрении законопроектов и представляет заключения по ним, составляет и исполняет национальный бюджет.
Можно выделить несколько функций правительства, с помощью которых оно осуществляет регулирование экономики в национальных масштабах:
- Законодательная база, в том числе защита прав собственников, предпринимательской деятельности, прав потребителей, разработка законов об экономическом регулировании;
- Контроль уровня трудовой занятости населения и инфляции, то есть стабилизация экономики;
- Регулирование платежного баланса, поскольку он является объективным индикатором уровня состояния национальной экономики;
- Внедрение социальных программ в целях, так называемого перераспределения доходов, то есть уменьшения неравенства между слоями населения.
-
Перераспределение ресурсов. В данной функции государства присутствует два направления:
- государственные программы по улучшению состояния окружающей среды (контроль над предприятиями, производителями за соблюдением законодательной базы использования природных ресурсов, и т.п.)
- Финансирование образовательных программ, профессиональной подготовки, программ бесплатной вакцинации населения, продовольственных программ и т.д.
Государственное регулирование экономики является достаточно важным аспектом совокупной государственной политики.
Министерства и ведомства выполняют оперативное руководство в соответственных отраслях экономики сообразно функциональным направлениям деятельности либо осуществляют межотраслевое регулирование.
Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты действуют в рамках своей компетенции касательно подведомственных им объектов, исполняют примерно такое же руководство и решают практически те же задачи, что и федеральные структуры.
Формы и методы управления экономикой
Экономика государства состоит из множественных компонентов – человеческих ресурсов, технического оснащения, сырьевой базы и т.д. Вся эта огромная система должна функционировать синхронно, поскольку эффективная ее работа гарантирует стабильность национальной экономики.
В комплексе инструментов государственного регулирования экономики одним из приоритетных инструментов становятся финансово-кредитные инструменты:
- Налоговая политика;
- Денежная политика;
- Кредитная политика;
- Валютная политика;
- Амортизационная политика;
- Таможенная политика.
В национальных экономиках различных стан складывается определенное соотношение между разными формами регулирование экономики.
Определенная форма регулирование экономики реализуется посредством регуляторов (инструментов). По способу воздействия на объект выделяются прямые и косвенные регуляторы.
Прямыми регуляторами принято называть инструменты, жестко регламентирующие поведение всех субъектов хозяйствования. Они облечены в форму законов, приказов, постановлений, а также в форму решений судебных властей. Косвенные регуляторы предусматривают различные вариации действий и проявляют себя в мотивационном характере поведения объекта регулирования, например, материальная заинтересованность или моральное удовлетворение. К ним также относятся условия налогообложения, уровень цен и тарифов, таможенных пошлин и т. п.
Основными методами государственного регулирования экономики являются:
- Прогнозирование динамики развития национальной экономики;
- Планирование социально-экономического развития государства;
Важно понимать, что исключительно при условии целесообразного деления прав и обязанностей между верхними и нижними уровнями управления, гарантируется эффективное функционирование всего механизма.