Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция

Понятие конкуренции

Определение 1

Конкуренция – это экономическое явление, описывающее соперничество между субъектами хозяйствования за ресурсы, рынки сбыта, лучшие условия.

Рыночная экономика породила явление конкуренции вследствие независимости функционирования субъектов экономики. Каждый экономический агент стремится к удовлетворению собственного интереса. Предприятие увеличивает прибыль, потребитель хочет получить максимальную выгоду от покупки. Государство заинтересовано в том, чтобы рос объем выпуска и потребления, так как это приведет к росту доходов государственного бюджета. Конкурентная борьба возникает тогда, когда интересы одного субъекта начинают пересекаться с интересами другого. Она вносит неопределенность в хозяйственную деятельность, является фактором влияния.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций, среди которых следует выделить:

  1. Регулирующую функцию. Она выравнивает объем выпуска с объемом потребления. То есть, реальный сектор создает столько продукции, сколько готовы выкупить потребители. Конкуренция является регулятором спроса и предложения.
  2. Рациональность размещения производства. Конкурентными преимуществами обладают те субъекты, которые ближе всего расположены к источникам ресурсов. Это позволяет снизить издержки производства, а значит, создать конкурентоспособность в долгосрочном периоде.
  3. Влияние на инновационный процесс. Конкуренция стимулирует новаторскую деятельность, внедрение ее продуктов в производственную деятельность.
  4. Функция адаптации влияет на способность предприятий приспосабливаться к условиям внешней среды. Спрос определяет работу предприятия, ее продукт, объем выпуска.
  5. Распределение производства, благ в зависимости от потребностей. Малоприспособленные предприятия, а также субъекты, не умеющие гибко реагировать на изменения рынка, быстро теряют свои конкурентные преимущества.
  6. Контролирующая функция выражается в сдерживании процессов монополизации рынка.
«Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Таким образом, конкуренция является закономерным явлением рыночной экономики, которое стимулирует ее рост и развитие.

Особенности ценовой конкуренции

Определение 2

Ценовая конкуренция представляет собой одну из форм борьбы между субъектами хозяйствования. Она строится на снижении цен до уровня более низкого, чем у конкурентов.

В зависимости от того, как на снижение цен отреагируют другие участники рынка, фирма сможет увеличить объем сбыта, либо наоборот приведет себя к банкротству. Предприятия не всегда готовы ответить снижением цен, так как у него есть определенное ограничение. Самый низкий уровень цен граничит с полными издержками на единицу продукции.

Если один из субъектов устанавливает цену на продукцию ниже уровня издержек, то такая ситуация на рынке называется демпингом. Компания способна поддерживать такую ценовую политику только за счет дополнительного финансирования, в противном случае, она быстро разорится. Фирма может рассчитывать на окупаемость текущих затрат в будущем, а также получить иные не финансовые выгоды, например, выход на новый сегмент рынка. Существует два вида ценовой конкуренции:

  1. Прямая представляет собой открытое объявление о снижении цены на благо.
  2. Скрытая подразумевает выход на рынок товара более высокого качества при незначительном увеличении цены.

При ценовой конкуренции важно соблюдать принципы поддержания конкурентоспособности. У компании должен быть финансовый резерв, минимум на шесть месяцев для проведения ценовых изменений, либо запуска нового продукта. Необходимо создать приемлемые условия для специалистов, влияющих на доходность предприятия. У компании должно быть достаточно средств и возможностей для обновления оборудования, расширения ассортимента, проведения маркетинговых кампаний.

Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция

Добросовестный вид ценовой конкуренции предполагает, что фирма смогла выстроить стратегию минимизации издержек без потери качества продукции. Построение этого вида стратегии позволяет компании защититься от могущественных покупателей, влияет на гибкость отношений с поставщиками. Минимизация издержек увеличивает барьер входа в отрасль, так как на этапе запуска предприятия объем расходов очень высок, и достаточно сложно удерживать низкие цены. Стратегия минимизации издержек создает конкурентные преимущества против продуктов-заменителей.

Дифференциация продукции так же позволяет снижать цены на отдельную ассортиментную группу товаров. Такой подход может повысить средние издержки, так как требует, чтобы продукт по отрасли был уникальным. Масштабирование бизнеса является одним из способов снижения цены. Происходит увеличение рынков сбыта, а издержки покрываются за счет большого оборота. Снижение цены может быть связано с проведением маркетинговой кампании, улучшением сервисного обслуживания и так далее. Основным условием остается сохранение качества выпускаемого блага.

Недобросовестная конкуренция может осуществляться следующими методами:

  1. Умышленное нанесение вреда конкуренту.
  2. Ведение промышленного шпионажа.
  3. Нелегальное использование чужих технологий.
  4. Распространение ложной информации о конкурентах.
  5. Демпинг.
  6. Уклонение от обязательств перед государством.
  7. Переманивание ключевых специалистов.

Чаще всего ценовой демпинг используется в международной торговле, когда страна пользуются своими преимуществами в производстве. Демпинг может поводиться внутри страны между регионами, имеющими доступ к ресурсам. Если компания использует демпинг в качестве конкурентного преимущества в долгосрочном периода, она становится объектом наблюдения государственной антимонопольной службы. Демпинг может быть постоянным, то есть продажа поводиться по себестоимости или ниже. Он может быть взаимным, например, по договоренности между двумя странами. Демпинг проводится для вытеснения конкурентов. При столкновении с недобросовестным демпингом субъекты экономики могут пожаловаться в антимонопольную службу, перейти в более высокий ценовой сегмент, наладить партнерские отношения, а также увеличить добавленную ценность продукции.

Дата последнего обновления статьи: 11.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot