Понятие ценовой политики
Ценовая политика – это принятые в системе хозяйствования методы и принципы установления цены реализации продукции.
Цены могут устанавливаться на уровне предприятий, либо на макроэкономическом государственном уровне. Если предприятие действует из текущего положения на рынке, поведения конкурентов, себестоимости продукции, ожидаемого размера прибыли, но на государственном уровне ценовое регулирование имеет более общие черты. То есть, национальная экономика придерживается определенных принципов ценообразования, которые складываются под влиянием экономической и бюджетной политики. Сегодня государственная власть не оказывает прямого влияния на цены, только через косвенные рычаги управления. Единственной сферой влияния осталась работа монополий. Здесь государство устанавливает определенные ограничения, чтобы сохранить доступ к товарам и услугам для широких масс населения.
Для естественных монополий государство может применять тарифную политику. Кроме того, оно поддерживает конкуренцию на рынках. Ценовые ограничения могут применяться для удержания темпов инфляции. Прямое вмешательство в процесс ценообразования иногда позволяет защитить бедные слои населения от быстрого роста цен. Правительство может субсидировать производство базовых продуктов, либо напрямую ограничивать рост цен на них, тем самым добиваясь социальной справедливости.
Рыночная экономика предполагает, что механизм установления равновесия между предложением и спросом способствует формированию справедливой цены. Однако, предприятия не ограничены в своих возможностях свободно устанавливать цену реализации. При этом они ограничены влиянием конкурентов. В какой-то момент покупатели просто откажутся от приобретения товара и услуги, поэтому установление цены учитывает множество факторов, способных повлиять на конечную выручку.
Ценовая политика организации
Стратегия существования компании определяет ее глобальные цели функционирования. Ценообразование является одним из элементов деятельности компании. Цены определяют позиционирование компании на рынке. Вопросом ценообразования занимаются маркетологи. Они исследуют рынок, конкурентов, себестоимость, определяют сегмент покупателей, готовых потреблять готовую продукцию. Так же ценовая стратегия определяет инструменты, например, демпинг или ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация – это установление разных цен на одни и те же товары для разных групп покупателей.
Сегодня ценовая конкуренция практически не реализуется. Предприятия конкурируют за счет неценовых факторов, например, учитывая потребительские ожидания, тенденции моды, предлагая дополнительный сервис, гарантии и так далее.
Стратегия опирается на последовательность тактических действий, таких как введение системы скидок, неценовые решения для стимулирования покупателей и применение других маркетинговых инструментов. Реализация ценообразования на предприятии требует постоянного мониторинга и исследования поведения потребителей, их реакции на любые изменения цен. Кроме того, анализ себестоимости требует постоянства, так как под влиянием различных факторов возможны некоторые ее колебания, которые необходимо учитывать в работе организации. Себестоимость влияет на конечную цену, поэтому точность ее расчета важна на всех этапах производственного процесса.
Разработка и внедрение ценовой политики на предприятии преследует цель оптимизации затрат и доходов таким образом, чтобы прибыль превышала расходы. Политика цен учитывает рыночную конъюнктуру, внутренний потенциал компании, ее слабые стороны, то есть все те факторы, влияющие на конечный финансовый результат.
Методы ценообразования
Каждое предприятие имеет свои особенности работы на рынке. Методы ценовой политики определяют инструменты, которые используют компании для расчета цен. Бывает и такое, что для каждого товара из ассортимента выпуска применяются свои методики расчета. В практической деятельности, чаще всего, применяется три метода:
- Расчет минимального уровня цен проводится с помощью калькуляции расходов.
- Расчет максимального уровня цен осуществляется под влиянием спроса. При высоком спросе цену устанавливают на максимально допустимом уровне.
- Оптимальная цена рассчитывается на основании расходов, понесенных в процессе производства.
Средние издержки производства с прибылью – это метод установления цены, при котором наценка на товар осуществляется с учетом полной себестоимости созданного товара. При этом размер наценки может быть абсолютно любым и колебаться от нескольких процентов до ста и более.
Следующая методика направлена на получение заранее запланированной прибыли. Производитель устанавливает такую цену на товар, которая сможет обеспечить доход при заданном объеме продаж. Такой подход оправдан, если спрос на товар сохраняется устойчивым, а себестоимость слабо изменяется. Товар интересен потребителю и способен приносить достойный доход.
Существует методика, направленная на установление конечной цены реализации. Она используется для того, чтобы определиться со способом расчета цен на предприятии. То есть, цена устанавливается благодаря первым двум методам, а конечное ее значение фиксируется после организации всей цепочки ценообразования.
Таким образом, действуя в рыночной экономике, предприятие имеет право самостоятельно определять политику цен. Сегодня конкуренция по цене не является эффективной, поэтому компаниям приходится использовать различные неценовые методы, учитывать их в своей управленческой и производственной деятельности. Проблемами ценообразования обычно занимается маркетинговая служба. Она определяет не только факторы ценовой и неценовой природы, но и учитывает особенности поведения потребителей. Спрос определяет всю работу предприятия, влияет на методы управления, ценообразования, сбытовую политику.