Сущность приватизации
Приватизация – это передача собственности государства частным лицам, как физическим, так и юридическим, и становление на ее основе частной или же смешанной реформ существующей собственности после осуществления правительством программ преобразований социально-экономического характера.
Другими словами, это изменение основных отношений – отношений собственности, которые представляют собой фундамент социально-экономической системы. В результате, экономические отношения другого типа уходят на второй план, а их изменение зависит от изменений отношений владения.
Приватизация является особой системой экономических отношений, которые возникают при изменении формы собственности на производственные средства: с государственной на частную. Приватизация несет в себе взаимосвязанные приоритеты, отражающие сочетающиеся интересы трудовых коллективов, органов государственной власти и населения в целом при процессе масштабных изменений.
Приватизационный процесс рассматривается как важнейшее средство при переходе от командной экономики к рыночной. В процессе оценки приватизации основным должен быть не экономический эффект, достигаемый в результате изменения форм собственности, а эффект социальный, т.е. не просто приватизационное воздействие на основание наиболее эффективной системы хозяйствования, а его воздействие на уровень жизни населения, на все социальные проблемы.
Социально-экономический эффект приватизации определяется при помощи подхода к изучению взаимосвязи процессов приватизации и процессов становления и функционирования экономики рыночного типа не в общем виде, а в частном. Например, в рамках отдельной страны.
Все реформы, проводимые в Восточной Европе, основывались на приватизации. Во многих странах намечались общие тенденции к росту и укреплению своих позиций частным сектором.
Цель приватизации во многих развитых странах состоит в уменьшении государственного влияния на процессы хозяйствования и создании благоприятных условий для развития частного предпринимательства. С другой стороны, приватизация – это результат отсутствия эффектов национализации, периодически проводившейся в отдельных странах.
Развивающиеся страны приходят к приватизации в тяжелых экономических условиях, они характеризуются, прежде всего, большим внешним долгом и возможностями получения новых внешних кредитов, без которых подобные страны не смогут полноценно функционировать и осуществлять развитие.
Последствия от приватизации в большинстве случаев являются отрицательными, что отражается на благосостоянии населения и социальной справедливости. Таким образом, в результате неоправданно обогащается незначительная часть общества и обнищает большинство населения. Однако, если рассматривать приватизацию с позиции продолжительного и очень сложного процесса изменения, который занимает большой временной период, то, возможно, конечная цель будет заключаться в создании эффективной экономической системы.
Цели приватизации
Основной целью приватизации является повышение эффективности существующей экономической системы.
Исторически известно, что системы, основанные на частной собственности, успешно и быстро развиваются, в отличие от систем, основой которых является государственная собственность. Именно поэтому страны с переходной экономикой особое внимание уделяют приватизации и придают ей первостепенное значение.
К непосредственным целям процесса приватизации относятся:
- Создание слоя небольших и средних собственников;
- Уменьшение доли имущества, которое находится в собственности государства и муниципалитетов;
- Осуществление перераспределения экономических основ власти.
При этом выделяют и другие цели, такие как:
- осуществление социальной справедливости;
- увеличение экономического эффекта от производства;
- преумножение государственного бюджета.
Целью процесса перехода от государственной к частной собственности как ключевого элемента реформ при переходной экономике является создание фундаментальных условий для беспрепятственного функционирования новой рыночной системы.
Объективные причины осуществления процесса приватизации имеют как макроэкономическую, так и микроэкономическую направленность. Постоянная необходимость согласования вне рынка деятельности производства государственных предприятий при административно-командной экономике обуславливает высокие планово-координационные расходы.
При рыночном механизме подобное согласование осуществляется с меньшей величиной издержек. Таким образом, приватизационные процессы объясняются и стремлением производства к уменьшению величины издержек.
Основные функции приватизации
Приватизация осуществляет две функции, которые перечислены на рисунке 1.
Рисунок 1. Приватизационные функции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основной проблемой преобладания государственной собственности является отсутствие эффективного руководителя, который заинтересован в рациональном использовании и преумножении капитала. При частной собственности владелец заинтересован в повышении ее эффективности, поскольку получает доход от максимизации прибыли. Для государственной собственности характерен ослабленный личный интерес при ее защите и при повышении производственной эффективности. В связи с этим, проведение реформ экономической системы при условии преобладания государственной собственности не дает ожидаемых экономических и социальных результатов.
Государственная собственность отличается эффективностью в естественных монополиях и инфраструктуре. Другие сферы материального производства, находящиеся в собственности государства, не могут противостоять частному капиталу в конкурентной борьбе. Именно поэтому приватизация необходима на определенном этапе развития общества.