Сущность бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами.
Пожалуй, все без исключения страны мира неизбежно сталкивались с ним. Безусловно, бюджетный дефицит — это в целом негативное явление. Если финансировать его за счет денежной эмиссии, то это приведет к инфляции, а если посредством неэмиссионных методов – то скорее всего это послужит причиной роста государственного долга. Однако, во всяком случае, дефицит бюджета не стоит однозначно относить к категории катастрофических и чрезвычайных событий, поскольку сама природа, причины и качество дефицита могут существенно различаться между собой. Так, к примеру, бюджетный дефицит может возникнуть вследствие необходимости осуществления масштабных государственных инвестиций в развитие национальной экономики и ее инфраструктуры. В данном случае дефицит бюджета будет являться отражением стремления правительства заложить фундамент для осуществления прогрессивных сдвигов в структуре общественного воспроизводства.
Кейнсианская политика дефицитного финансирования
Знаменитый экономист, нобелевский лауреат и основоположник макроэкономического анализа Джон Мейнард Кейнс считал, что в целях обеспечения полной занятости, а также оживления экономического роста следует прибегать к политике дефицитного финансирования.
С другой стороны, значительный бюджетный дефицит могут вызвать чрезвычайные обстоятельства, такие как, например, войны, стихийные бедствия. В подобного рода случаях бюджетный дефицит является неизбежным явлением.
Считается нормальным дефицит, который примерно соответствует уровню инфляции в экономике. В нормальных условиях бюджетный дефицит может покрываться за счет низкопроцентных или беспроцентных кредитов Центрального банка страны.
Согласно международным стандартам, вполне нормальным считается бюджетный дефицит на уровне 2-3% от размера ВВП страны. Если дефицит бюджета незначителен, то в современной экономике в большинстве случаев он будет финансироваться за счет эмиссии государственных облигаций, доходность которых, как правило, является очень низкой.
Причины образования дефицита бюджета
Основными причинами возникновения дефицита бюджета могут являться следующие:
- значительный рост расходов государственного бюджета, связанных со структурной перестройкой экономической системы
- чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, войны, стихийные бедствия крупные катастрофы и т. д.)
- снижение доходов бюджета в время экономического кризиса
- неэффективность финансовой системы страны
- политический популизм (который чаще всего выражается в «опережающем росте» объемов финансирования социальных программ)
- высокий уровень коррупции
- неэффективность налоговой системы (которая, в частности, способствует росту «теневой экономики»
Вопросы, связанные с сокращением дефицита бюджета, имеют большое значение по целому ряду причин. Так, во-первых, для его покрытия необходимы значительные государственные расходы. Во-вторых, хронический дефицит бюджета служит причиной роста государственного долга. В-третьих, для снижения дефицита бюджета, государство может прибегать к «урезанию» (секвестру) расходов бюджета, что всегда является «непопулярной» мерой, которая вызывает социальное недовольство и снижение доверия к правительству. В-четвертых, часто бывает довольно сложно отыскать новые источники пополнения государственного бюджета. В-пятых, необходимость обслуживания государственного долга и финансирования дефицита госбюджета может послужить причиной роста налоговой нагрузки на бизнес, что отрицательно сказывается на деловой активности и способствует «тенизации» экономики и т. д.
Источники финансирования бюджетного дефицита
Согласно статье 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации, основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета могут являться:
-
Внутренние:
- кредиты РФ от кредитных организаций в национальной валюте;
- государственные займы (которые осуществляются посредством выпуска ценных бумаг);
- бюджетные ссуды (получаемые от бюджетов различных уровней).
-
Внешние:
- государственные займы (в иностранной валюте);
- кредиты правительств других стран, фирм, банков, международных финансовых институтов.