Бюджетная система — это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая основана на государственном устройстве и экономических отношениях и регулируется законодательством РФ.
Бюджетное устройство РФ
Бюджетная система России имеет три уровня:
- Федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;
- Бюджеты отдельных субъектов страны и бюджет территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Совокупность местных бюджетов. Этот уровень подразделяется на бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований и федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
Бюджетная система включает не только федеральный бюджет, бюджеты субъектов и местные бюджеты, но и бюджет государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования. Эти фонды включены в бюджетную систему в силу значительной доли федерального бюджета в расходах государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов и местные бюджеты покрывают расходные обязательства страны, ее субъектов и различных муниципальных образований. Таким образом, цель бюджета связана с выделением физическим и юридическим лицам, органам власти и местного самоуправления средств согласно закону, иных нормативно-правовых актов договоров, соглашений и прочих документов.
Бюджет РФ выполняет задачи, связанные с перераспределением валового внутреннего продукта, финансовым обеспечением бюджетной сферы и государственной социальной политики, задачи государственного регулирования и стимулирования экономики. Кроме того, через бюджет осуществляется контроль образования и использования централизованных фондов денежных средств. На уровне государственной и территориальной власти процессы формирования и использования централизованных фондов денежных средств становятся проявлением распределительной функции бюджета.
Бюджетная классификация
В целях управления бюджетом доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджетов классифицируются особым образом.
Функции бюджетной классификации:
- Обеспечение единства бюджетной системы, построение всех бюджетов по общей схеме, благодаря чему отдельные показатели могут быть сопоставлены в масштабах целой страны.
- С помощью бюджетной классификации составляются, утверждаются и исполняются бюджеты, а также составляется и утверждается бюджетная отчетность. Это заранее определяет бюджетную структуру, определяется набор показателей, их соотношение и детализация.
Бюджетная классификация предполагается классификацию доходов, расходов, источников финансирования дефицита и операций, производимых публично-правовыми образованиями.
Построение бюджетной системы
В основе построения бюджетной системы заложены основополагающие принципы, непосредственное значение которых заключается в том, что они выступают в роли ориентира правоприменительной деятельности и толкования нормативно-правовой документации.
Принципы построения бюджетной системы РФ:
- единство бюджетной системы: взаимосвязь всех бюджетов бюджетной системы страны на основе единого законодательства, форм отчетности и документации, единого порядка ведения учета.
- разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицита между бюджетами разного уровня, что подразумевает не только закрепление расходов и доходов за отдельными бюджетами, но и установление полномочий органов власти в части формирования доходов, установления расходных обязательств.
- самостоятельность бюджетов, которая выражается в самостоятельном осуществлении бюджетного процесса, обеспечении сбалансированности бюджетов и эффективности его использования, в самостоятельном определении форм и направлений расходования бюджетных средств. Кроме того, запрещено изъятие дополнительного дохода и экономия по расходам, а также исполнение расходов за счет бюджета другого уровня.
- равенство бюджетных прав субъектов и муниципальных образований: установление и реализация их бюджетных прав согласно едиными требованиями.
- полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефициты в полном объеме и в обязательном порядке.
- сбалансированность бюджета - расходы любого бюджета должны быть равны его доходам и поступлениям для покрытия его дефицита, за вычетом сумм бюджетных выплат.
- результативность и эффективность использования средств бюджета, которая должна быть заложена на этапе его составления и исполнения уполномоченными органами и получателями.
- общее (совокупное) покрытие расходов.
- прозрачность (открытость) – каждый бюджет и отчет об их исполнении публикуется в СМИ, а процедура принятия решения по проекту бюджета должна быть открыта для населения и СМИ.
- достоверность бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий, реальный расчет доходов и расходов бюджета.
- адресность и целевой характер средств бюджета: выделение средств в распоряжение только конкретному бюджетополучателю для финансирования конкретных целей.
- подведомственность расходов бюджета - получатель средств бюджета может получать лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования только от того главного распорядителя, в ведении которого он находится.
- единство кассы: зачисление каждого кассового поступления и осуществление каждой кассовой выплаты с единого бюджетного счета, исключая некоторые операции по исполнению бюджетов, предусмотренные законодательством.
В бюджетном устройстве РФ определены организация государственного бюджета и бюджетной системы, характер взаимоотношений ее отдельных звеньев, правовая основа функционирования входящих в бюджетную систему бюджетов, состав и структура бюджетов, процедуры формирования и использования средств бюджета.