Связь религиозного и экономического знания
Экономика и религия сопровождают человечество практически на всех этапах его существования. В определенные периоды они претерпевали значительные структурные, идеологические, социальные изменения, но не перестали определять хозяйственную и духовную жизнь людей. Экономика охватывает бытовую составляющую, включает в себя процессы взаимодействия между индивидами относительно формирования, распределения, обмена и потребления благ. Каждый субъект при этом стремится к получению наиболее выгодных условий. Хозяйственная система устройства общества проникает в культуру, политику, социальное благополучие. Ее невозможно анализировать и исследовать отдельно от других сфер человеческого существования.
Религия на ранних этапах оказывала сильнейшее воздействие на общественное устройство. Она была инструментом власти и управления. Постепенно религия заняла свое место и сосредоточилась на духовной сфере жизни. Большую роль по сей день играют религиозные организации, так как они имеют возможность воздействовать на общественное сознание.
Являясь общественными науками, религия и экономика тесно переплетаются друг с другом. Они оказывают взаимное влияние друг на друга. Экономика религии является дисциплиной, рассматривающей устройство духовной сферы жизни с точки зрения хозяйственных законов и их методов. При этом религиозные учения во многом определяют экономические процессы относительно моральных и этических норм.
Экономика религии строится на следующих принципах:
- Микроэкономическое исследование изучает религию, как метод существования человека, создающего и потребляющего духовные блага. Производственный фактор труда так же рассматривается с точки зрения религии. Кроме того, разные конфессии сопоставлялись друг с другом по конкурентному принципу, а так же анализировались методы создания религиозных групп и общин.
- Связь между религией и экономикой рассматривалась с точки зрения количественных и качественных показателей, а так же социальное расслоение и оказание помощи со стороны государственной власти подвергалось изучению через призму религиозного учения.
Возникновение данной научной дисциплины сформировалось благодаря экономическому империализму, который занимался изучением смежных областей с другими общественными науками.
Понятие и принципы буддистской экономики
Современное представление об экономике подразумевает определенную коммерческую или производственную деятельность, направленную на получение прибыли или другой выгоды. При этом каждый субъект, участвующий в хозяйственном процессе, имеет свои цели и интерес. Большинство экономических систем использует рыночную модель экономики, с элементами других моделей. То есть, отношения между субъектами регулируются законами и механизмами рынка. Однако существуют и другие самобытные модели, сформировавшиеся под влиянием определенных религиозных течений и общественного сознания. Одним из таких направлений является буддистская экономика.
Знание о буддистской экономике сформировал в 1955 году Эрнст Шумахер. Он внес большой вклад в поднятие английской экономики после Второй мировой войны и тесно взаимодействовал с известным экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом.
В 1955 году он был отправлен в Бирму в качестве советника по вопросам экономики бирманского премьер – министра. Он попал под влияние Ганди, который рассматривал хозяйственную систему с точки зрения духовности, а не материализма, как это было принято на Западе. Под воздействием этих знаний в 1966 году Шумахер разработал ряд принципов, которые позже стали известны под названием буддистской экономики.
Основной принцип данного экономического знания - минимизация страданий, стремление к духовному освобождению. Буддистская экономика имеет абсолютно противоположное представление о привычном стремлении к выгоде, потаканию своим желаниям и потребностям, материалистическому и потребительскому отношению к миру и окружающему социуму.
Сопоставление западного и буддистского подхода
В настоящее время восточная религия буддизма глубоко проникла в сознание западного общества. Многие корпорации используют принципы буддистской экономики в управлении своими системами и сложными структурными связями. Однако между рыночной и буддистской экономикой существуют значимые различия, рассмотрим некоторые из них:
- Уровень жизни на западе определяется способностью к потреблению и благосостоянием индивида. В восточной философии для человека важнее духовное развитие, потребление не является основной целью существования.
- На микроэкономическом уровне, а именно на уровне предприятия, наиболее важным является получение прибыли, оптимизация производства и внутренних процессов, которые будут способствовать этой цели. Буддизм поддерживает отречение от мирских благ, поддерживает духовное благополучие.
- В западной культуре важнее товар, который позволит привлечь покупателя, увеличить спрос, занять большую долю рынка, а значит заработать больше денег. В буддизме главным элементом становится человек и его развитие.
- В западной системе хозяйствования большую роль играет добавленная стоимость, то есть стоимость на сопутствующие услуги или производственные затраты, которая включается в цену. Кроме того, в нее закладывается будущая норма прибыли. Буддистская экономика видит каждый элемент, как часть мироздания. Человек должен быть скромен в своем стремлении к потреблению и комфорту.
- Труд на западе используется как средство достижения цели и мало ценится. В буддизме труд является неотъемлемой частью развития человека.
- Западная система стремится к механизации труда, здесь на первый план выходит высокая эффективность и снижение сопутствующих затрат. Буддизм не отрицает использования новейших технологий, но при условии, что они не конкурируют с человеком.
- Основой западного мышления является планирование и систематизация, где человек рассматривается, как предсказуемый субъект. В буддистской экономике он непредсказуем, его поведение сложно определить.
- Ведущий критерий западной жизни – материализм. В буддизме – духовность и саморазвитие.
- Экономический рост возможет при рациональном использовании материального мира в культуре Запада. Для буддистской философии основой процветания является образование и семейные ценности.