Сущность и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ представляет собой один из методов научного исследования, сущность которого сводится к мысленному либо фактическому разложению целого на составные части с целью выявления строения и структуры исследуемого объекта и установления взаимосвязей и взаимодействия его слагаемых.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности (сокращенно – ФХД) предприятия предполагает всестороннее изучение конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции, технического уровня производства, его обеспеченности различного рода ресурсами, а также эффективности их использования. На практике он выступает в качестве научной базы принятия управленческих решений.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия неразрывно связан с необходимостью ее диагностики.
Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает необходимость установления и последующего изучения изменения основных характеристик и признаков, которые отражают состояние производственной базы субъекта хозяйствования, его экономики и финансов. Более того, она позволяет диагностировать возможные отклонения от нормальных параметров работы и предотвращать подобные нарушения.
Основополагающей целью проведения анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия выступает обеспечение роста эффективности его функционирования посредством системного изучения всех видов деятельности хозяйствующего субъекта и обобщения их результатов.
Основные задачи анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Задачи анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предметом анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия служат непосредственно сама финансовая и хозяйственная деятельность предприятия, ее конечные результаты, результаты оценки состояния всех видов ресурсов хозяйствующее субъекта и их использования, а также финансовое состояние субъекта хозяйствования и результаты его социального развития.
В качестве объекта исследования выступает само предприятия и его структурные подразделения. Субъекты исследования могут быть представлены пользователями информации, напрямую либо опосредованно заинтересованными в результатах подобного анализа. К внутренним пользователям подобной информации могут быть отнесены руководство предприятия и сотрудники его аналитических служб, его кредиторы, инвесторы, а также органы государственной власти. К внешним пользователям относятся аудиторские и консалтинговые фирмы, страховые организации и прочие контрагенты.
Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ финансово-хозяйственной деятельности является сложной и многоаспектной экономической категорией. Он может быть подвергнут множественной классификации по различным основаниям. Основными критериями для разграничения его видов выступают:
- отраслевой признак;
- временной признак;
- пространственный признак;
- объект управления;
- периодичность проведения;
- полнота и содержание изучаемых вопросов;
- методика изучения и пр.
В зависимости от отраслевого признака анализ ФХД предприятия делится на отраслевой и межотраслевой.
По временному критерию различают перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий) виды анализа ФХД предприятия.
На основе пространственного признака анализ ФХД делят на межхозяйственный и внутрихозяйственный.
В зависимости от объекта управления выделяют:
- бухгалтерский (аудиторский) анализ;
- финансово-экономический анализ;
- технико-экономический анализ;
- экономико-статистический анализ;
- социально-экономический анализ.
По периодичности проведения анализ может быть разовым (эпизодическим) либо периодическим (систематическим).
В зависимости от содержания и полноты исследуемых вопросов выделают два вида анализа – полный и тематический.
На основании методики изучения анализ может быть сравнительным, факторным, функционально-стоимостным, экономико-математическим и пр.
Общая методология проведения диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия требуют использования множества аналитических приемов, совокупность которых, в конечном счете, предопределяет вид аналитических процедур.
В зависимости от содержания управленческого процесса можно выделить порядка трех основных типов анализа:
- текущий анализ;
- оперативный анализ;
- перспективный анализ.
Текущий анализ ориентирован на подведение и оценку итогов деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период времени и с нарастающим итогом. Иначе его принято называть ретроспективным анализом. Результаты подобного анализа используются для решения назревших управленческих проблем.
Оперативный анализ ориентирован на повседневное изучение выполнения плановых заданий с целью оперативного вмешательства в производственный процесс и быстрого обеспечения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта. В основе его проведения лежит использование данных первичного учета.
Основной целью перспективного анализа результатов хозяйственной деятельности считается определение их возможных значений в будущем. В большой степени он имеет прогнозный характер и выступает в качестве базы для решения управленческих задач стратегического порядка.
Информационной базой проведения анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия выступают данные бухгалтерской и статистической отчетности. Особая роль среди них отводится отчету о финансовых результатах и бухгалтерскому балансу.
Сама диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализ ее результатов проводится последовательно в несколько этапов. В общей сложности можно выделить порядка трех основных стадий ее проведения (рисунок 2).
Рисунок 2. Порядок анализа и диагностики ФХД предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Прежде всего, необходимо определить цели анализа, а также информационную базу его проведения. На их основе осуществляется сбор и проверка первичной информации. Далее производится ее изучение и обработка. Первичные данные приводятся в сопоставимую форму, производятся необходимые расчёты. На основе расчётных показателей оцениваются результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его финансовое состояние и деловая активность. Заключительным этапом диагностики выступает оформление результатов анализа и их последующее использование.